Моргунов Алексей (1884-1935)
Цветы
1913–1914
Размер - 53 x 51
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1284
Дар Г.Д. Костаки, Москва. 1977
Картина создана в период увлечения русских художников-новаторов живописью французского кубизма. В 1913–1914 годах Алексей Моргунов также испытал его влияние. Образцом для него служили композиции Пабло Пикассо и Жоржа Брака, которые он мог видеть в собрании С.И. Щукина.
Предметный мир в зрелом кубизме постепенно терял определенность характеристик, вещи переставали быть узнаваемыми. Картина Моргунова, когда-то названная «Композиция с лампой», под таким названием бытовала в коллекции Георгия Костаки, с ним и поступила в Третьяковскую галерею. Однако в выставочной истории художника такое название не фигурирует. Внимательно рассматривая работу, можно заметить, что в ней прочитывается изображение букета цветов в вазе. Среди экспонатов Моргунова на выставке «Бубновый валет» 1914 года была картина «Цветы» (№ 106). Рецензент увидел в ней и других работах художника «схему „динамической“ разверстки вещей, заимствованную из „Скрипок“ Пикассо», разбавленную «сладенькой розовой гаммой». При явной недоброжелательности автора статьи это описание соответствует стилистике произведения.
Цветочные мотивы редко встречаются в кубизме. В натюрмортах кубисты чаще всего изображают музыкальные инструменты, посуду, другие предметы обихода. Органические формы с трудом поддаются кубизации, а палитра цветущих растений противоречит установке на монохромность. Но Моргунов нарушает неписаные правила нового «изма», предлагая оригинальное решение.
Он распластывает желтые и сиреневые венчики хризантем (?) и придает им форму квадратов, перемежая получившуюся регулярную сетку легкими зелеными полосками, обозначающими веточки или листья. Геометризованные формы цветков не очерчены, не обведены контуром и фактурно разработаны, а потому кажутся пушистыми и нежными. Композицию можно было бы принять за беспредметную, если бы внизу ее не объединяло эскизно набросанное основание вазы. Но предметность тут же подвергается сомнению. Высветленный фон не содержит намека на интерьер, он воспринимается как плоскость. Возникающие на ней в разных концах розовые, бледно-голубые, сиреневые, черные геометрические фигуры ведут себя как элементы абстрактной картины, а натюрмортный мотив только маскирует замысел автора.