Сергей Тимофеевич Конёнков – выдающийся русский скульптор, живописец, теоретик искусства, педагог. Конёнкова по праву можно назвать одним из столпов московской скульптурной школы ХХ века. Он многое сделал для утверждения самоценности пластической формы, проявив особое внимание к скульптурному материалу, особенно к мрамору и дереву. Его произведения получили мировую известность. За свой долгий творческий путь Конёнков исполнил более 800 скульптурных произведений.
Основное обучение Сергей Конёнков получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1892-1896 под руководством талантливых преподавателей С.И. Иванова и С.М. Волнухина. В 1897 за успехи, продемонстрированные в ученические годы, молодой скульптор был командирован заграницу «за счет процентов премии П.М. Третьякова». По возвращении из путешествия Конёнков приступил к дипломной работе. Тему диплома скульптор выбрал неожиданно, когда поехал к своим родным в деревню Караковичи Смоленской губернии. По пути домой он встретил ремонтника дороги, дробильщика камней – Ивана Михайловича Куприна и, разговорившись с ним, был впечатлен его мудростью. Впоследствии он назвал рабочего: «настоящий Лев Толстой из народа». Скульптор писал о первой встрече с ним: «Меня поразили его умные, пытливые глаза. Я и сейчас помню этот мудрый, исполненный гордого достоинства взгляд…». Во время разговора с Куприным Конёнков задумал скульптуру «Камнебоец». Скульптор позвал рабочего не только работать у него натурщиком, но и помощником по хозяйству у его дяди в деревне, предложив хорошую оплату, на которую тот согласился. Мастерскую Конёнков устроил в деревенском сарае и все лето и осень лепил из глины камнебойца. Местные жители приходили смотреть на этот процесс, по их словам вылепленный Куприн «сидел, как живой».
Конёнков создал удивительно сильный собирательный образ рабочего человека. Он изобразил Ивана Куприна в минуты глубоких раздумий. Словно камнебоец задумался о пути, дорогах жизни, по которым человек не только идет, но и сам их строит. Без преукрас скульптор показал его сгорбленную спину, ноги обмотанные тряпками, угрюмое обветренное лицо, нахмуренные брови и мудрый, исполненный гордого достоинства взгляд человека, не сломленного тяжким трудом. Эта композиция стала одним из лучших воплощений рабочего человека в искусстве на рубеже XIX- XX веков.
Фигура камнебойца была отлита в бронзе в 1899 году с оригинала в гипсе 1898 года литейщиком Карлом Робекки. Финансовую поддержку для оплаты отливки оказал доктор С.Я. Усманский, в дальнейшем купивший скульптуру для своей коллекции. Конёнков с радостью писал в воспоминаниях, что «“Камнебоец” попал в добрые руки».
Произведение с успехом экспонировалось на XXVII передвижной выставке. За нее автор был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника.
В собрании Третьяковской галереи находится также уменьшенный повтор композиции
«Камнебоец» (бронза), выполненный автором в 1968 году.