Коненков Сергей (1874-1971)
Камнебоец
1898
Размер - 104 x 75 x 77
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.20947
Приобретено Правлением ГТГ. 1933
Сергей Тимофеевич Конёнков – выдающийся русский скульптор, получивший мировую известность, живописец, теоретик искусства, педагог. Конёнкова по праву можно назвать одним из столпов московской скульптурной школы ХХ века. Он многое сделал для утверждения самоценности пластической формы, проявив особое внимание к скульптурному материалу, прежде всего к мрамору и дереву. За свой долгий творческий путь Конёнков исполнил более 800 скульптурных произведений.
Основное обучение Сергей Конёнков прошел в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1892–1896 годах под руководством талантливых преподавателей С.И. Иванова и С.М. Волнухина. В 1897-м за успехи, продемонстрированные в ученические годы, молодой скульптор был командирован за границу «за счет процентов премии П.М. Третьякова». По возвращении из путешествия Конёнков приступил к дипломной работе. Тему диплома скульптор выбрал неожиданно, когда поехал к своим родным в деревню Караковичи Смоленской губернии. По пути он встретил ремонтника дороги, дробильщика камней Ивана Михайловича Куприна и, разговорившись с ним, был впечатлен его мудростью. Впоследствии он назвал рабочего «настоящим Львом Толстым из народа». Скульптор писал о первой встрече с ним: «Меня поразили его умные, пытливые глаза. Я и сейчас помню этот мудрый, исполненный гордого достоинства взгляд…» Во время разговора с Куприным Конёнков задумал скульптуру «Камнебоец». Он позвал рабочего быть у него не только натурщиком, но и помощником по хозяйству у его дяди в деревне, предложив хорошую оплату, на которую тот согласился. Мастерскую Конёнков устроил в деревенском сарае и все лето и осень лепил из глины камнебойца. Местные жители приходили смотреть на этот процесс, по их словам, вылепленный Куприн «сидел, как живой».
Конёнков создал удивительно сильный собирательный образ рабочего человека. Он изобразил Ивана Куприна в минуту глубоких раздумий. Похоже, камнебоец задумался о дорогах жизни, по которым человек не только идет, но и сам их прокладывает. Скульптор без прикрас показал сгорбленную спину, обмотанные тряпками ноги, угрюмое обветренное лицо, нахмуренные брови и при этом мудрый, исполненный гордого достоинства взгляд человека, не сломленного тяжким трудом. Эта композиция стала одним из лучших воплощений рабочего человека в искусстве на рубеже XIX–XX веков.
Фигура камнебойца в 1899 году была отлита в бронзе с оригинала в гипсе 1898 года литейщиком Карлом Робекки. Финансовую поддержку для оплаты отливки оказал доктор С.Я. Усманский, в дальнейшем купивший скульптуру для своей коллекции. Конёнков с радостью писал в воспоминаниях, что «“Камнебоец” попал в добрые руки».
Произведение с успехом экспонировалось на XXVII Передвижной выставке. За него автор был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника.
В собрании Третьяковской галереи находится также уменьшенный повтор композиции «Камнебоец» (бронза), выполненный автором в 1968 году.