Коненков Сергей (1874-1971)
Пиршество
1910
Размер - 85 x 183,5 x 40
Материал - дерево тонированное
Инвентарный номер - Инв.11882
Поступило от Народного суда Замоскворецкого района Москвы, помещавшегося в бывшем доме М.Д. Карповой. 1929
Сергей Тимофеевич Конёнков – выдающийся русский скульптор, живописец, теоретик искусства, педагог. Конёнкова по праву можно назвать одним из столпов московской скульптурной школы ХХ века. Он много сделал для утверждения самоценности пластической формы, проявив особое внимание к скульптурному материалу, особенно к мрамору и дереву. Его произведения получили мировую известность. Работал в станковой, монументально-декоративной, мемориальной скульптуре, создал много портретов, выступал в печати с многочисленными статьями по изобразительному искусству. За свой долгий творческий путь Конёнков исполнил более 800 скульптурных произведений.
Частные заказы пробудили интерес скульптора к декоративной пластике. В 1905 году Конёнков выполнил оформление интерьера кофейной Д.И. Филиппова (при московской пекарне, Тверская улица, 10), украсив помещение мраморными головами вакха и вакханки и двумя барельефами на античные темы. В 1910 году С.Т. Конёнкову было предложено украсить столовую особняка М.Д. Карповой (Москва, ул. Новокузнецкая, 11 ст.1) барельефом. Известный архитектор А.В. Щусев рекомендовал скульптору создать «что-нибудь мажорное, дающее почувствовать гостеприимство хозяев. В барельефе прежде всего должны ощущаться радость бытия, вакхическое настроение». В результате Конёнков создал композицию с изображением пьянеющего могучего Вакха в окружении трех нежных менад и двух амуров. Пространство между фигурами заполнено орнаментом из гроздьев винограда, яблок, ананасов и тыкв. Ритм мягких, пластичных линий, выраженный в наклонах и поворотах фигур, в плавных жестах, способствует созданию гармоничного декоративного образа. Барельеф «Пиршество» ярко демонстрирует радость и наслаждение жизнью. Современник скульптора художественный критик С.Глаголь отмечал: «Удивительно красиво сохранены в этом панно и следы грубого резца, подчеркнуты и материал, и способ его обработки, такой различной в гладком теле женщины или детей и в грубом теле мужчины».