Сергей Коненков (1874-1971) - русский и советский скульптор первой половины ХХ столетия. Автор множества станковых работ и монументальных памятников. Наиболее известен своими мифологическими образами, созданными на основе древней языческой культуры, русской сказки и былин. Особенно прославился как мастер портрета.
Скульптор прошел серьезную школу художественного образования. Сначала С.Т. Коненков в 1892-1899 гг. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем, желая отшлифовать навыки профессионального мастерства, закончил в 1902 г. Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. За успехи в освоении специальности в 1897 г. он был командирован для знакомства с классическим наследием в страны Европы. Тогда он посетил Германию, Францию и Италию.
Самыми ранними работами, в которых проявилась подлинная оригинальность его творческого таланта, являются произведения 1900-1910-х гг., выполненные в дереве. С.Т. Коненков по праву считается одним из первых мастеров, кто открыл в начале ХХ в. художественные и выразительные качества этого удивительного природного материала. Такой выбор во многом объясняется тем, что важнейшим источником вдохновения мастера всегда была крестьянская культура, в которой он вырос.
Единение человека и дикой лесной стихии, естественное в жизни русского крестьянства, сильно впечатлило молодого художника. Ему удалось создать ряд необыкновенных мифических образов. К ним относятся такие знаковые работы, как
«Старичок-полевичок» (1910, дерево),
«Стрибог» (1910, дерево) и другие деревянные скульптуры подобного рода.
В этот же период 1910-х гг. мастер создавал произведения социально-драматического характера, примером которых может служить двухфигурная композиция «Нищая братия» (1917, дерево, ГРМ). Некоторые портреты, также вырезанные в дереве, обладают острыми психологическими характеристиками, как, например,
«Портрет сказительницы былин Марии Дмитриевны Кривополеновой» (1916, дерево)..
Часто для скульптора являлось принципиально важным сохранить визуальную цельность и характер материала. Поэтому многие пластические образы представлены им либо с сохранением формы ствола, либо, будучи вырубленными, они органично выступают из куска дерева. Произведение «Старик» 1911-го года., поступившее в собрание Третьяковской галереи в 2019 г., является одним из примеров, в котором тонко сплетены характер живой натуры и образная фантастичность русской древности.