Сергей Коненков (1874-1971) - русский и советский скульптор первой половины ХХ столетия. Автор множества станковых работ и монументальных памятников. Наиболее известен своими мифологическими образами, созданными на основе древней языческой культуры, русской сказки и былин. Особенно прославился как мастер портрета.
Скульптор прошел серьезную школу художественного образования. Сначала С.Т. Коненков в 1892-1899 гг. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем, желая отшлифовать навыки профессионального мастерства, закончил в 1902 г. Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге. За успехи в освоении специальности в 1897 г. он был командирован для знакомства с классическим наследием в страны Европы. Тогда он посетил Германию, Францию и Италию.
С.Т. Коненков по праву считается одним из первых мастеров, кто открыл в начале ХХ в. художественные и выразительные качества этого удивительного природного материала. Такой выбор во многом объясняется тем, что важнейшим источником вдохновения мастера всегда была крестьянская культура, в которой он вырос.
Восхищение достижениями античной греческой культуры владело мастером начиная с самых первых лет творческой карьеры. В 1912 г. он совершает долгожданную поездку в Грецию и Египет и воочию знакомится с подлинными шедеврами классического наследия. Отражением этих впечатлений стала серия обнаженных женских фигур, торсов и мифологических портретов, в которых прослеживается следование духу греческой пластики.
К такого рода произведениям можно отнести ряд работ, хранящихся в собрании Третьяковской галереи, а именно:
«Эос» (1912, мрамор),
«Юная» (1916, мрамор),
«Торс» (1913, мрамор),
«Сон» (1913, мрамор),
«Урания» (1912, мрамор) и другие.
Также при этом скульптор всегда стремился выразить силу и мощь русской природы. Это наиболее ярко воплотилось в созданных им женских образах зрелого периода. Скульптура «Купальщица», выполненная в 1925 г., является одним из примеров переосмысления С.Т. Коненковым традиции античного классического искусства в органичном соединении с духом народной русской культуры.
На черты национального искусства указывают некоторые детали облика фигуры: украшение волос в виде кокошника, миловидные черты лица, а также общая, небольшая диспропорция и незаконченность форм.