В истории отечественного искусства графики ХХ века особое место занимает ленинградская школа литографии, расцвет которой связан с деятельностью Экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском союзе художников. Мастерская была создана в 1933 году художником Н.А. Тырсой, и на несколько десятков лет стала важнейшей творческой лабораторией для ленинградских художников.
В 1938 году Тырса начал работать в издательском бюро, которое должно было наладить выпуск больших тиражей эстампов для граждан. Основную задачу своей экспериментаторской деятельности Тырса видел в достижении полихромии и живописности в литографии, для чего изобрел новый способ работы – размывка кистью по камню. Свои открытия он изложил в докладе 1939 года в ЛОССХе «О применении новых технических методов в литографии», а также в инструкции для художников мастерской «Кратко о новом способе литографии». В ней он писал: «Рисунок (по камню) делается вполне свободно, как акварелью по бумаге <…> Всякий, кто пробует работать этим способом, будет восхищен разнообразием открывающихся возможностей: от самого густого перекрытия цвета цветом, дающего эффекты масляной живописи, до легчайших акварельных размывок и карандашных рисунков, тронутых акварелью».
В работе «Пляж» с высоты птичьего полета открывается вид на Неву, в перспективе различимы Биржевой мост и стрелка Васильевского острова, а первый план занимает песчаный пляж у Петропавловской крепости. Свободными мазками кисти художник превращает толпу отдыхающих в волнующуюся зыбкую красочную массу. Легко намечены очертания города, проплывающие лодки и зелень деревьев. Широко охваченный простор и воздушность манеры исполнения передают жизнерадостность летнего сюжета. Для достижения яркого полихромного изображения Тырса использует в оттиске ограниченный набор красок – зеленую, синюю, желтую и коричневую.
Николай Тырса серьезно занимался литографией сравнительно недолго – с 1934 по 1940 год, однако он глубоко изучил технологию и кардинально изменил взгляд на ее возможности. Созданные им за это время станковые литографии стали одними из самых замечательных образцов продукции знаменитой Экспериментальной мастерской.