Николай Тырса серьезно занимался литографией с 1934 по 1940 год. За это время он создал всего семь эстампов, однако его литографированные натюрморты с букетами вошли в число шедевров отечественной печатной графики ХХ века.
В 1933 году Тырса участвовал в создании Экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском союзе художников. Основной задачей для себя художник видел осуществление актуального лозунга «искусство в каждый дом». Печатная графика, эстамп, как наиболее демократичный и доступный вид искусства, мог большими тиражами распространяться среди граждан. С целью приблизить технику литографии к живописной картине, красочной и яркой, Тырса много экспериментировал и изобрел новый способ работы – размывка кистью по камню. Свои открытия он изложил в докладе 1939 года в ЛОССХе «О применении новых технических методов в литографии», а также в инструкции для художников мастерской «Кратко о новом способе литографии». В ней он писал: «Рисунок (по камню) делается вполне свободно, как акварелью по бумаге <…> Всякий, кто пробует работать этим способом, будет восхищен разнообразием открывающихся возможностей: от самого густого перекрытия цвета цветом, дающего эффекты масляной живописи, до легчайших акварельных размывок и карандашных рисунков, тронутых акварелью».
Как и в знаменитом
«Натюрморте с филимоновской игрушкой», в литографии «Цветы в бокале» новаторство Тырсы проявилось в полной мере. Новый способ печати дал художнику невиданную прежде свободу, он использует заливки яркими цветами и легко работает кистью. Широкое тональное и цветовое разнообразие складывается из ограниченного набора красок. Для каждой краски художником подготавливалась отдельная печатная форма – отшлифованный литографский камень, и при печати их наложение и пересечение давало на оттиске разнообразные колористические эффекты.
Серия букетов в станковой литографии стала продолжением живописного творчества Тырсы. Как и в живописи, в литографиях художника звучит то же яркое, жизнерадостное начало, источником которого для него всегда была натура.