Кандинский Василий (1866-1944)
Кёхель
Около 1902
Размер - 23,8 x 32,9
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1270
Поступило в дар от Г.Д. Костаки. 1977
Василий Кандинский, художник, чье творчество связано в равной мере с Россией, Германией и Францией, теоретик искусства и поэт, соединивший в себе талант мыслителя и гениального живописца, стал одним из основоположников абстрактного искусства. Юрист по образованию, занимавшийся политэкономией, интересовавшийся этнографией, в тридцать лет приглашенный занять кафедру в университете, он круто изменил свою жизнь, решив посвятить ее живописи. В 1896 году два события, по его собственному признанию, определили дальнейший путь – опера «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера в постановке Большого театра и картина «Стог сена» Клода Моне, экспонировавшаяся на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Художник напишет впоследствии, что «картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встает перед глазами до мельчайших подробностей. Во всем этом я не мог разобраться, а тем более был не в силах сделать из пережитого таких на мой теперешний взгляд простых выводов. Но что мне стало совершенно ясно – это не подозревавшаяся мною прежде, скрытая от меня дотоле, превзошедшая все мои смелые мечты сила палитры. Живопись открывала сказочные силы и прелесть». Эта «сила палитры» заставила Кандинского отказаться от академической карьеры и отправиться в Мюнхен, художественные школы которого пользовались в то время высокой репутацией в России.
В декабре 1896 года Кандинский уехал в Германию и начал заниматься живописью сначала в школе-студии словенского художника Антона Ажбе, а с 1901 года – в Академии художеств у Франца фон Штука. В начале 1900-х, живя в Мюнхене, Кандинский постоянно писал пейзажи. «При мало-мальски сносной погоде я ежедневно писал этюды. В дни разочарования в работе в мастерской и в композиционных попытках я писал особенно упорно пейзажи <…> Все же блуждание с этюдником в руках, с чувством охотника в сердце казалось мне менее ответственным, нежели картинные мои попытки, уже и тогда носившие характер – частью сознательный, частью бессознательный – поисков в области композиции». Многие из этих этюдов были написаны с натуры во время прогулок в баварских Альпах, неподалеку от Мюнхена, в маленьких городках, расположившихся на берегах живописных горных озер. Примером такого пейзажа может служить небольшой этюд «Кёхель», написанный широкими свободными движениями кисти, сочно, пастозно, экспрессивно, когда мазки не только выявляют форму предмета, но и образуют некий ритм, наполненный самостоятельной выразительностью.