На одной из фотографий с выставки Анны Голубкиной «В пользу раненых», прошедшей в Москве в конце 1914 – начале 1915 годов можно рассмотреть портрет, который поразительно схож с обликом художника и скульптора Натана Исаевича Альтмана (1889-1970). В 1926 году Голубкина и Альтман оба были участниками «Общества русских скульпторов». Известный живописец Натан Альтман в течение всей жизни нерегулярно, но удачно занимался скульптурой, среди которой наиболее известные -
Портрет В.И. Ленина,
Портрет А.В. Луначарского, Голова молодого еврея [Автопортрет] (СК-279).
Фотография персональной выставки Голубкиной является непредложным свидетельством того, что в 1914 году портрет Альтмана уже был выполнен Голубкиной. Тогда молодой художник еще стоял буквально в шаге от славы. В следующем 1915 году Натан Альтман создаст портрет знаменитый портрет Анны Ахматовой (Государственный Русский музей), который вознесёт его на самую вершину русского пантеона искусств и навсегда станет его визитной карточкой. Но в тот момент он ещё молодой начинающий художник. Молодость, впрочем, не мешала Анне Семёновне оценить талант по достоинству.
В течение жизни Голубкина создала целую серию портретов художников, писателей и философов, среди которых
портреты поэта Андрея Белого и
писателя Алексея Толстого - обоих Анна Семёновна, так же, как и Натана Альтмана, запечатлела именно в начале их творческого пути.
Где и когда могли встретиться творец и модель в конце 1900 – начале 1910-х годов, тем более, что жили они в разных городах? Голубкина жила в Москве и Зарайске, а Альтман лишь совсем недавно стал жителем столицы, приехав туда из Парижа, а до этого проживал в родной Виннице. В 1913 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Мира искусств». Анна Семёновна не могла не приехать на неё. В экспозиции были представлены её лучшие работы. Двумя картинами принимал в этой выставке участие и Натан Альтман. Вероятнее всего, здесь и произошло их знакомство.
Молодой художник мог привлечь её внимание как интересная натура, что с Голубкиной случалось неоднократно. Например, про будущего друга Альтмана - Владимира Маяковского - Голубкина прямо говорила: «У него скульптурное и сильно выраженное лицо – я его вылеплю обязательно» (к сожалению, портрет не состоялся).
Однако, ни в одном источнике не упомянуто, что Анна Семёновна делала портрет художника Натана Альтмана. Отчасти это объясняется тем, что для собиравших в 1930-х годах воспоминания о Голубкиной сотрудников Музея, Альтман был недоступен, так как вскоре после смерти Голубкиной стал жить в Париже, а затем в Ленинграде. Но и Альтман никогда не вспоминал, что был моделью для знаменитого русского скульптора. Но не исключено, что когда-нибудь найдутся воспоминания художника о том, как его лепила Голубкина.
Сегодня после имени Натан Альтман стоит знак вопроса. Возможно он никогда не будет заменён на утвердительную точку в атрибуции портрета, но пусть этот знак вопроса служит знаком того, что между художниками-современниками случались весьма неожиданные пересечения.