Голубкина Анна (1864-1927)
Тисс. Кедры (два рисунка)
1910-е - первая половина 1920-х
Размер - 43 x 28,5
Материал - бумага
Техника - акварель, карандаш
Инвентарный номер - МГ Р-66
Поступило из Государственного музея- мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Три ярко-зеленые ветви – кедра и тисса, называемого также таксусом (согласно латинскому названию taxus), были зарисованы Анной Голубкиной в Крыму. На юг она впервые приехала в 1909 году по приглашению своей подруги Александры Хотяинцевой. «Я сначала просто без памяти была. “Легкость в мыслях необыкновенная”. Прямо чувствуешь, что превратилась в один большой глаз, а мысли все разлетелись. Странное состояние. Ну прямо жадный ненасытный глаз разросся до величины всего тела. Ну, может, еще одна нога осталась, а другую я не чувствовала...» – писала она в письме Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой. Природа Крыма открылась художнику неожиданно мощно, краски потрясли ее.
Вторую поездку в Крым Анна Семёновна совершила ранней весной 1910 года. Приехав в апреле в крайне дурном настроении, она увидела иное состояние только пробуждающейся южной природы. Совет Хотяинцевой делать рисунки с растений неожиданно увлек Голубкину на всю жизнь. До наших дней дошло около 300 листов личного «ботанического гербария», в который вошли более 400 растений.
С ботанической иллюстрацией как направлением в искусстве А. Голубкина могла познакомиться во Франции в 1890-х или в 1904 году, когда, обучаясь, жила в Париже. В узком смысле слова ботаническая иллюстрация – точная фиксация внешнего вида растения с целью определения его ботанического вида.
Большинство листов из крымской коллекции отличает работа акварелью по быстрому, едва заметному наброску графитным карандашом, свободное размещение на поле листа, свежесть акварельных красок. В традициях иллюстрации такого рода Голубкина отстранена от растений как от объекта, безэмоциональна, оставляет на полях названия. Но, работая для себя, художница рассматривает рисунок как возможное средство для сохранения памятных моментов, и потому не стремится к точной фиксации всего облика растения, передаче его морфологии и строения. Много занимаясь с детьми в Зарайске, она, возможно, использовала листы для знакомства детей с многообразием природы.
При жизни А.С. Голубкиной работы были известны лишь небольшому кругу родных и друзей. Впервые часть из них была экспонирована лишь на юбилейной выставке произведений скульптора к 80-летию со дня рождения в 1944 году.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.