Впервые в Крым Анна Голубкина приехала в 1909 году по приглашению своей подруги Александры Хотяинцевой. Крым буквально стал для нее открытием. «...Я сначала просто без памяти была. “Легкость в мыслях необыкновенная”. Прямо чувствуешь, что превратилась в один большой глаз, а мысли все разлетелись. Странное состояние. Ну прямо жадный ненасытный глаз разросся до величины всего тела. Ну, может, еще одна нога осталась, а другую я не чувствовала...» – писала она в письме Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой.
Яркая и сочная природа Крыма открылась художнику неожиданно мощно: «Сначала она только и говорила: “Море, море!..” Пыталась писать его красками». А после прогулки в горы и подъема на Ай-Петри Голубкина, всегда точно и тонко чувствовавшая пластику формы, «...совсем увлеклась горами. “Вот это настоящая скульптура”, – говорила она», – вспоминала А. Хотяинцева впоследствии. Впечатленная буйством красок южной природы и роскошью растений, она собирала невиданные цветы в гербарий, чтобы познакомить зарайских детей с крымской флорой. «52 человека ребят у нас!» – объясняла Голубкина. Из Крыма она везла также «...полтора пуда красивых камешек с пляжа для всех ребят своей улицы» и банку с живыми крабами в морской воде, которую разбила в дороге и очень огорчилась этим.
Вторую поездку в Крым Анна Семёновна совершила ранней весной 1910 года. Приехав в крайне дурном настроении, она увидела иное состояние только пробуждающейся южной природы. Собирать гербарий в апреле было рано, и Александра Хотяинцева посоветовала Голубкиной делать рисунки с растений. Неожиданно она увлеклась этим, и жанр изображения цветов обрел для скульптора важное значение. В течение жизни Голубкина создала собственный «травник», в который вошло более 400 растений. В традициях ботанической иллюстрации она оставляет на полях названия растений, свидетельствующие о хорошем знании ею флоры, но не стремится к точному воспроизведению их морфологии, формы, цвета, деталей.
Работая акварелью по едва заметному наброску графитным карандашом, Голубкина размещает на поле листа в основном по одному растению, что отличает большинство работ крымской коллекции. Свобода пространства наполняет рисунки воздухом, а легкость акварельных красок передает свежесть просыпающихся к жизни растений. Анна Семёновна словно стремится уловить в них движение токов, схватить мгновенность бытия, в чем, несомненно, проявляется сознание художника-импрессиониста.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.