Колючая веточка терна, или, как его еще называют, – терновника, сливы колючей, терносливы, была зарисована Анной Голубкиной в Крыму ранней весной 1910 года еще без листьев, с мелкими прошлогодними ягодками, в апреле, еще даже до зацветания куста. Это была вторая поездка Анны Семёновны на юг. Приехав в крайне дурном настроении, она увидела только пробуждающуюся южную природу. Собирать гербарий было еще рано, и подруга, художница Александра Хотяинцева, посоветовала Голубкиной делать рисунки с понравившихся растений. Неожиданно она увлеклась этим, и жанр изображения цветов обрел для скульптора важное значение. До наших дней дошло около 300 акварельных рисунков растений А. Голубкиной, созданных для душевного отдохновения.
Впервые в Крыму Голубкина побывала в 1909 году по приглашению Александры Хотяинцевой. Крым стал для нее открытием. «...Я сначала просто без памяти была. “Легкость в мыслях необыкновенная”. Прямо чувствуешь, что превратилась в один большой глаз, а мысли все разлетелись. Странное состояние. Ну прямо жадный ненасытный глаз разросся до величины всего тела. Ну, может, еще одна нога осталась, а другую я не чувствовала...» – писала она в письме Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой. Яркая и сочная природа Крыма открылась художнику неожиданно мощно. «Сначала она только и говорила: “Море, море!..” Пыталась писать его красками», – вспоминала А. Хотяинцева. А после прогулки в горы и подъема на Ай-Петри Голубкина, всегда точно и тонко чувствовавшая пластику формы, «...совсем увлеклась горами. “Вот это настоящая скульптура”, – говорила она». Впечатленная буйством южной природы, она собирала гербарий, чтобы познакомить зарайских детей с крымской флорой. «52 человека ребят у нас!» – объясняла Голубкина. Из Крыма она везла также «...полтора пуда красивых камешек с пляжа для всех ребят своей улицы» и банку с живыми крабами в морской воде, которую разбила в дороге и очень огорчилась этим.
С ботаническим гербарием как направлением в искусстве Анна Голубкина, с детства хорошо знавшая и любившая мир растений, могла познакомиться во Франции в 1890-х – 1904 годах, когда, обучаясь, подолгу жила в Париже. Ботаническая иллюстрация в узком смысле слова – точная фиксация с целью определения вида растения, была увлечением многих художников. Зародившееся еще в античные времена искусство ботанической иллюстрации оформилось в особый жанр в XIX веке, к концу которого художники модерна наполнили дома растениями.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.