Портретный бюст Артемия Филипповича Земляники – образ литературного персонажа из произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», выполненный скульптором в эмоциональной импрессионистической манере. Возможных причин появления этой работы в творчестве Голубкиной было несколько. Одна из них – конкурс на сооружение памятника Н.В. Гоголю, объявленный в 1902 году. Участвовала ли в данном Голубкина – доподлинно неизвестно. Однако сохранились сведения о том, что в 1902 году скульптор делала в мастерской Строгановского училища у форматора Г.И. Савинского несколько экземпляров отливов портретов Н.В. Гоголя в натуральную величину. В настоящий момент их местонахождение неизвестно. Данный факт дает основания предполагать, что скульптор, которая была увлечена идеей создания монументальных работ, готовила портрет для представления на конкурсе к 50-летию со дня смерти писателя. Ни один представленный на конкурс проект не был утвержден и в 1906 году выполнение монумента было поручено скульптору Н.А. Андрееву, предложившему
неожиданную трактовку образа писателя – в период усталости и болезни. Пьедестал памятника Андреева обрамлен ленточным бронзовым барельефом, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя, в том числе и
«Ревизора».
Другая причина создания столь необычного произведения в творчестве Голубкиной 0кроется в любви Анны Семеновны к театру. «Посещала она чаще всего Художественный театр» – вспоминает современник В.В. Трофимов. Она любила постановки Н.В. Гоголя и А.Н. Островского. Так, например, 18 декабря 1908 года она видела премьеру пьесы «Ревизор», где Землянику играл актер Адашев Александр Иванович (Платонов) (1871-1934), игравший с 1898 по 1912 гг. в Московском Художественном театре. Комедия привела ее в восторг, и, вдохновившись ею, скульптор создала двух персонажей – попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Землянику и взяточника городничего Антона Антоновича Сквозняка-Дмухановского. На это указывает несомненное сходство скульптурного образа с обликом актера постановки 1908 года.
Произведения выполнены в жанре гротеска – той высшей степени комического, которая связана с чрезмерным преувеличением в сочетании контрастов, смещении серьезного и трагического в область комичного. Голубкина изобразила своих героев в положении из немой сцены, которая занимает центральное положение в спектакле постановки МХТ. Именно эти черты значительно отличают ее работу от рельефов Андреева, который выполнил рельеф на пьедестале памятника Гоголю в жанре шаржа.