На листе с четырьмя строго симметрично расставленными цветущими побегами изображены широко распространенные луговые, цветущие в июне и в июле растения: косогорник пурпуровый, вербейник, колокольчик сборный и синюха обыкновенная. В народе синюху часто называли «приточной травой». Зная это, Анна Голубкина, в традициях ботанического гербария оставляя на полях названия размашистым почерком, записывает два названия – и народное, и принятое в ботанике, что свидетельствует о хорошем знании ею русской флоры.
По свидетельству родных, «...крепко любила она природу русскую, коренную, свою...». Племянница Вера Голубкина, впоследствии директор музея-мастерской А.С. Голубкиной, вспоминала, что «…из цветов она любила только полевые. Про садовые цветы она говорила, что они грубые, не находила в них тех тонких тонов, которые ощущала в полевых цветах». Проводя лето в Зарайске, Анна Семёновна ходила на прогулки, во время которых собирала полевые и луговые цветущие растения, а дома рисовала их. Возможно, много занимаясь с детьми, она использовала листы для их образования.
С ботанической иллюстрацией как направлением в искусстве Голубкина могла познакомится во Франции в 1890–1904 годах, когда, обучаясь, жила в Париже. Первые листы своего личного ботанического гербария она создала во время второй поездки в Крым в 1910 или 1911 году, когда по совету подруги Александры Хотяинцевой обратилась к зарисовке растений. До наших дней дошло около 300 листов собственного акварельного гербария А.С. Голубкиной, созданного ею в 1910–1927 годах, в который вошло около 500 видов растений.
В 1953 году К. Паустовский написал полный лиризма одноименный рассказ о «приточной траве», в котором описывает незнакомые синие цветы, «похожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх...». Автор образно описывает цветы: «Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой»; а также рассказывает о встрече с двумя девушками и «торопливой чистенькой старушкой», неожиданно поблагодаривших его за встречу с цветами, которые он нес в руках, и о собственном недоумении. И о разгадке, которую услышал от председателя сельсовета: «Это вы нашли редкий цветок, – сказал он мне. – Называется “приточная трава”. Есть такое поверье, будто этот цветок приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям – спокойную старость. И вообще – счастье».
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.