На листе из своего собственного акварельного «травника» Анна Голубкина располагает почти симметрично четыре растения, обитающих на лугах, окраинах болот и в зарослях кустарников: густо-синюю синюху, называемую еще лазоревой, медоносный, почти фиолетовый окопник, сорняк заразиху, относящуюся к паразитическим растениям, и высокую пурпурную наперстянку с цветами, напоминающими наперсток, которые и дали название растению. Наперстянку художник изображает раздельно – пирамидальное соцветие и часть побега, о чем и оставляет рядом надпись. Трудно сказать, в каком году был создан рисунок, но явно в июне-июле месяце, когда цветут все изображенные растения.
Выросшая в зарайской семье, занимавшейся огородничеством, Голубкина с детства хорошо знала, но главное, любила природный мир. Родные художницы вспоминали, что, приезжая в Зарайск, где она обычно проводила лето, Анна Семёновна «ходила по полям и собирала цветы», зарисовывая их уже дома. Возможно, много занимаясь с детьми, она использовала листы для их знакомства с миром природы.
Акварельный гербарий Анны Голубкиной стоит на грани собственно ботанической иллюстрации и художественного изображения: в традициях гербария художница оставляет на полях названия растений, свидетельствующие о хорошем знании ею флоры, но точность изображения не восходит к простой фиксации строения. Работая в основном акварелью сразу на лист или по легкому карандашному контуру, Голубкина словно изучает растение, что для скульптора сродни знанию пропорций человеческого тела. Ритмично расставляя растения на листе, оставляя многие пустоты белого поля, она не заботится о передаче светотени и объема, что сближает ее рисунки с листами из средневековых книг. Но сам принцип изучения растения и изображения с натуры восходит к открытиям в этой области художников эпохи Возрождения.
С ботаническим гербарием как направлением в искусстве Анна Голубкина могла познакомиться во Франции в 1890-х или в 1904 году, когда, обучаясь, подолгу жила в Париже. Но к зарисовке растений она впервые обратилась в 1910 году, когда, приехав в Крым к подруге Александре Хотяинцевой, по ее совету стала создавать собственный гербарий в акварели. Так возникла обширная коллекция, которую Голубкина вела многие годы. До наших дней дошло почти 300 листов. Созданный для душевного отдохновения, а не для коммерческого использования, ботанический гербарий Анны Голубкиной никогда не экспонировался и был известен лишь узкому кругу друзей. Впервые листы с изображениями растений были представлены в 1944 году на выставке произведений А.С. Голубкиной к 80-летию со дня рождения скульптора.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери зрителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.