Чернецов Никанор (1805-1879)
Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции
1846
Размер - 92 x 84
Материал - холст
Техника - масло, позолота
Инвентарный номер - Инв.24714
Поступило из Ленинградской гос. закупочной комиссии. 1938
Академик Никанор Григорьевич Чернецов, уроженец городка Лух Костромской губернии, – третий из четверых братьев, ставших художниками. Был мастером широкого диапазона, его обширное художественное наследие включает живописные полотна, акварели, рисунки, литографии. Чернецов писал городские виды, интерьеры. Однако наибольшую известность ему принесли пейзажи, для создания которых художник активно путешествовал.
Никанор Чернецов посетил Италию дважды: в 1840–1842 и 1846–1849 годах. Во время второй поездки он написал интерьер церкви Св. Марка (Basilica di San Marco), знаменитого кафедрального собора Венеции, в котором покоятся мощи этого святого. Cобор был возведен в XI веке на месте сгоревшей базилики по образцу храма Апостолов в Константинополе, со временем к нему пристроили несколько капелл, а также баптистерий. Роскошный интерьер разделен на нижний и верхний регистры, разграниченные проходами. Интерьер верхних уровней полностью покрыт мозаиками с изображениями сюжетов из Священного Писания.
«Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции» можно отнести к числу лучших работ Чернецова. Умелой кистью мастер воспроизводит убранство храма, безупречно строит перспективу. Композиция картины оживлена немногочисленными фигурами людей. Проникающий в затемненное помещение мягкий естественный свет порождает игру бликов.
Большое мастерство Чернецов показал в передаче знаменитых мозаичных изображений, благодаря которым собор снискал славу «золотой базилики». Объединяющий пространство храма золотистый тон подчеркивает сакральность интерьера. Полотно отличает возвышенное, торжественное настроение, усиленное полукруглым завершением.
Изображение собора Н. Чернецов писал одновременно со своим старшим братом Григорием Чернецовым (1846, Русский музей). Итальянский период творчества Н.Г. Чернецова в собрании Третьяковской галереи представлен также рисунком «Пьяцца дель Пополо в Риме» и живописными полотнами «Приморский вид в Италии» (1840-е), «Вид Флоренции» (1859).