Тропинин Василий (1780-1857)
Портрет А.И. Киселёвой
Конец 1820-х – не позднее 1831
Размер - 89 x 72
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1115
Приобретено у З.А. Милютиной. 1985
Выдающийся русский живописец Василий Андреевич Тропинин до 1823 года был крепостным графа А.С. Миниха, позднее – графа И.И. Моркова. Получив от последнего владельца вольную, Тропинин уже в 1824 году был удостоен звания академика портретной живописи. Обретя свободу, он решил поселиться в Москве, где стал одним из самых уважаемых жителями города художников.
Частыми заказчиками Тропинина были представители купеческого сословия. К рубежу 1820–1830-х годов относится портрет Александры Ивановны Киселёвой, дочери владимирского купца Лазарева. Около 1827 года Александра Ивановна вышла замуж за богатого шуйского купца 1-й гильдии Диомида Васильевича Киселёва (1788–1831), известного благотворителя, занимавшегося оптовой торговлей шерстью и бумажной пряжей. Вторым мужем Александры Ивановны стал врач, надворный советник А.И. Гильдебрандт, с которым она переехала в Касимовский уезд Рязанской губернии.
Полупарадный портрет работы Тропинина был исполнен в период четырехлетнего брака Александры Ивановны с рано ушедшим из жизни Д.В. Киселёвым и служит парным к его изображению (варианты в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина и Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени). Купец считался представителем нового поколения предпринимателей европейского типа. Облик его молодой супруги также написан в духе модных тенденций эпохи.
Александра Ивановна изображена в зеленом отороченном мехом шлафоре поверх красного платья. Ее высокую прическу украшает изысканный аксессуар – ажурный черепаховый гребень. Правой рукой Киселёва оперлась на спинку ампирного кресла, левой рукой сжимает белоснежный платок, скорее всего шелковый. Дополняют образ нарядной купчихи золотые серьги и цепочки. Произведение отличает насыщенная цветовая гамма, активная работа со светотенью. Образ модели отражает творческое кредо Тропинина: писать так, чтобы потомки видели и помнили человека «в счастливую эпоху жизни».
Известны два авторских повторения портрета А.И. Киселёвой: в собрании Театрального музея им. А.А. Бахрушина и в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени. Художник неоднократно изображал членов семьи Киселёвых для фамильной галереи: самого главу семейства Диомида Васильевича, его сыновей от первого брака Ивана и Дмитрия. Примечательно, что супругу старшего сына Ивана Киселёва Татьяну Тропинин изобразил в едином ключе с портретом Александры Ивановны, изменив ей цвет платья и шлафора (1835, Государственный исторический музей).