Творчество Любови Поповой – уникальное явление: оно прошло все стадии русского авангарда. Она прожила всего 35 лет, но оставила яркий след в искусстве. Попова была не только живописцем, но и графиком, сценографом, дизайнером. Она увлекалась супрематизмом, вдохновлялась кубизмом и конструктивизмом, создала собственный уникальный стиль и свое новое направление – живописную архитектонику. Основная линия ее развития вела от изображения реальности к абстрагированию этой реальности. Вторая реальность самой живописной конструкции в какой-то момент стала для Поповой важнее реальности предметной. Этой второй реальности и были посвящены работы 1916–1918 годов, названные ею «живописными архитектониками». В этих картинах Попова оперировала уже чисто отвлеченными цветовыми формами. Сама художница так сформулировала путь к беспредметному искусству: «За кубистическим периодом (проблема формы) следует период футуристический (проблема движения и цвета), а за принципом абстрагирования частей предмета следует с логической необходимостью уже абстракция самого предмета – вот дорога к беспредметности. Проблему изобразительную заменяет проблема конструкции цвета и линии (посткубизм) и цвета (супрематизм)». Кубофутуризм, разложив на части реальный мир, утратил гармонию. Задачей архитектоники, по мнению Поповой, было восстановление гармонии идеального мира.
Художница использовала в «живописной архитектонике» принцип наложения одной на другую плоских форм, добиваясь гармоничного распределения их на полотне, единства и нерасторжимости этих плоскостей. Композиционная устойчивость картины достигается равновесием частей, а также тем, что в центре холста, под черным фрагментом, располагается место совпадения всех плоскостей, их своеобразная точка опоры.