Иванов Александр (1806-1858)
«Да будет твердь посреди воды»
1846–1848
Размер - 15 x 23,3
Материал - бумага
Техника - галловые чернила, перо, тушь, кисть, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8452
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Цикл перовых рисунков «Сотворение мира» был исполнен, вероятно, под впечатлением византийских мозаик, виденных художником во время поездки на Сицилию летом 1846 года. Мозаичные циклы Палатинской капеллы в Палермо и собора в Монреале, его пригороде, натолкнули Иванова на мысль проиллюстрировать начальные главы Книги Бытия. Подобно сицилийским мозаикам, сочиненные композиции задумывались как ряды последовательных изображений на стенах «всемирного» храма Христа Спасителя, идея которого появилась у художника в начале 1846 года. Однако Иванов создал самостоятельные, ни на что не похожие образы.
В сценах рождения мироздания Бог и ангелы обращены спинами к зрителям. Они погружены в таинство создания вселенной. Главная тема рисунков – само действие, акт творения, который совершает на наших глазах Бог-творец, Бог-демиург.
Во второй день творения Бог создает твердь посреди воды – небо, которое отделило воду под ним от воды над ним, во тьме.
Художник изображает большие созидающие руки Бога, которыми он буквально творит небесный свод и облака под ним, отделяет светлую воду от окружающей тьмы.
Ангелы участвуют в акте творения. Они поддерживают руками созданную светлую воду и помогают отделять ее от тьмы.