Скульптура «Итальянский мальчик» – небольшой этюд малыша, которому не больше одного года. Дети в таком возрасте непоседливы, и чтобы вылепить портрет с натуры, нужно работать очень быстро. Анна Голубкина обладала необходимым для такой лепки умением. Она говорила, что модель нужно разглядеть, изучить и полюбить, а потом уже браться за глину. Голубкина действительно любуется малышом, его живой мимикой и крепким здоровым телом, которое угадывается даже по довольно высоко обрезанному бюсту.
Манеру работы жидкой глиной свободными открытыми мазками называют «импрессионистической» по аналогии со способом написания картин художниками-импрессионистами – они оставляли на полотне хорошо различимые следы от кисти и не сглаживали их. Анна Голубкина – одна из первых скульпторов-импрессионистов. Еще учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891–1894), она начала лепить в необычной для тех лет манере открытыми мазками, которые создавали светотеневую игру на поверхности скульптуры, но только через несколько лет добилась признания художественной ценности открытой лепки. Первый раз это случилось во Франции в Академии Филиппо Коларосси, когда профессор скульптуры после долгого неприятия ее импрессионистического языка всё же сказал, что в этюдах Голубкиной много артистического чувства, и больше не старался сгладить ее работы.
Первоначально «Итальянский мальчик» был вылеплен из глины и закреплен в гипсовом отливе. Только после смерти мастера и открытия Государственного музея-мастерской портрет был отлит в бронзе. Бронза – лучший материал для точной передачи особенностей исполнения импрессионистических произведений и живой игры света и тени на их поверхности.
Анна Голубкина была прекрасным мастером детского портрета и прославилась тонкими и задушевными изображениями детей. В Третьяковской галерее хранятся такие произведения на тему детства, как, например, «Манька» (
гипс и
мрамор),
«Митя» (1913, мрамор), рельеф
«Мать с ребенком» (1913, мрамор).