Чернецов Никанор (1805-1879)
Приморский вид в Италии
1840-е
Размер - 39,5 x 54,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.244
Приобретено П.М. Третьяковым. До 1893
Уроженец городка Лух Костромской губернии академик Никанор Григорьевич Чернецов – третий из четверых братьев, ставших художниками. Чернецов был мастером широкого диапазона. Его обширное художественное наследие включает живописные полотна, акварели, рисунки, литографии. Он писал городские виды, интерьеры. Однако наибольшую известность ему принесли пейзажи, для создания которых художник активно путешествовал.
Чернецов посетил Италию дважды: в 1840–1842 и 1846–1849 годах. В июле – августе 1842 года Григорий, Поликарп и Никанор Чернецовы находились в Неаполе, посещали Амальфи и Помпеи. По всей вероятности, именно Амальфи запечатлел Никанор Чернецов на этом полотне. Исполненное в коричневато-охристой манере, оно отличается лаконизмом и выразительностью художественного решения. Пейзаж безлюден. Мощный крутой склон спускается к Салернскому заливу. В пейзаж органично вписываются расположенные на горе городские строения – жилые домики, башенки, арочные мосты. Всё пространство картины озарено мягким золотистым светом, передающим теплую атмосферу южного побережья.
Произведение было куплено П.М. Третьяковым. Итальянский период творчества Н.Г. Чернецова в собрании музея представляют также живописные полотна «Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции» (1846), «Вид Флоренции» (1859) и акварельная работа «Пьяцца дель Пополо в Риме» (1840-е).