Кипренский Орест (1782-1836)
Портрет Сергея Семеновича Уварова
1815–1816
Размер - 118 x 90,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5946
Дар Н.С. Щербатова. 1925
С.С. Уваров – будущий президент Академии наук (с 1818), в этой должности содействовал созданию Пулковской обсерватории, возобновил практику научных командировок за границу. Был также председателем Главного управления цензуры, министром Народного просвещения (1833–1849). Являлся автором знаменитой политической триады «Православие, самодержавие, народность».
Для портретов романтической эпохи характерно смешение парадности и камерности. От традиции парадного изображения – фрагмент колонны справа, в глубине полотна; поколенное изображение героя, что привносит в работу некий оттенок репрезентативности. Момент жанровости обозначают своеобразно подобранные атрибуты: стол, покрытый пестрой скатертью, цилиндр, перчатки, стек в руке. В отличие от изображений статусных персон в XVIII столетии, эти предметы не указывают и не подчеркивают общественное положение модели, но раскрывают его индивидуальность. Ближайшей аналогией парадного портрета в творчестве Кипренского служит изображение князя А.М. Голицына (около 1819).
Уваров не смотрит на зрителя, он изображен в профиль, его взор устремлен за пределы холста. На графе черный фрак – одежда, прежде использовавшаяся в Англии для верховой езды. В светскую моду фраки вошли после 1815 года и стали непременным одеянием на балах. «Английские идеи, соединившись с ханжеством, убили всякую веселость… во всех салонах Парижа… мужчины и женщины разделились на две группы и – одни в белом, как невесты, а другие в черном, как сироты, – смотрели друг на друга испытующим взглядом», – с иронией писал Мюссе. Туго завязанный галстук, накрахмаленный высокий воротник – все выдает в портрете Уварова сходство с английским денди и подчеркивает англоманию русской аристократии.
Портрет отличает сероватая гамма, бархатистое сфумато в моделировке лица, выражение байронической меланхолии, слегка наигранной. Кипренский, изображая С.С. Уварова, исходил из определенной идеи, а не из конкретной натуры. Уваров словно играет роль русского Чайльд-Гарольда, и эта «роль, – по словам исследователя Д.В. Сарабьянова, – затмевает духовное начало».