Голубкина Анна (1864-1927)
Портрет Л.К. Фрчек. Маска
1925
Размер - 31 x 22 x 16,5
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-176
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Чешка по происхождению, Любовь Карловна Фрчек была хорошей знакомой Анны Семёновны Голубкиной. В 1920-е годы Люба Фрчек вместе с братом-близнецом и сестрой жила на Арбате, недалеко от мастерской Голубкиной. Племянница Анны Семёновны, будущий директор мемориального музея-мастерской Вера Николаевна Голубкина вспоминала одно из посещений квартиры Фрчек и то, как она «веселилась в кругу молодежи этой милой семьи».
Радость и легкость молодости запечатлела Голубкина в портрете своей юной знакомой, создав образ гармонии и светлой веры в добро. Ее героиня открыта миру и чувствует свою причастность к ему. Однако судьба жестоко и несправедливо обошлась с милой семьей Фрчеков. Молодой ученый-биолог Леонид Фрчек в 1930-е годы был арестован и расстрелян. Провидит ли будущие жизненные испытания героиня скульптора?
Портрет вылеплен в форме маски, особого рода скульптуры – рельефного изображения лица без затылочной части, слегка уплощенного спереди. В 1920-е годы Анна Голубкина особенно часто лепила подобные портреты-маски. Она говорила, что делает это для упражнения, для восстановления мастерства лепки после длительного перерыва в работе во время революционной разрухи. Однако всякий раз скромный по форме портретный этюд превращался в подлинный шедевр виртуозной лепки и постижения человеческой души. Корифей отечественного ваяния скульптор Сергей Конёнков очень высоко ценил мастерство Анны Голубкиной в этом виде скульптуры.
В 1932 году этюд был передан в дар государству родственниками А.С. Голубкиной и вошел в собрание мемориального музея-мастерской. После закрытия музея в 1952 году оказался в Русском музее. В 1976 году музей-мастерская был воссоздан, и произведение вернулось в Москву. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.