Портрет А.Е. Лабзиной с воспитанницей С.А. Мудровой
Патрон шедевра
Боровиковский Владимир (1757-1825)
Портрет А.Е. Лабзиной с воспитанницей С.А. Мудровой
1803
Размер - 75,5 x 61,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5038
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1925
Боровиковский нередко обращался к созданию парных или многофигурных портретов. В них мастер стремился сделать акцент на духовной близости людей, связанных родственными узами. Возможно, тема семейной идиллии находила особенный острый отклик в душе художника, так как он до конца жизни не создал собственной семьи. Экзальтированное проявление симпатии к своим близким было продиктовано также господствовавшей в то время эстетикой сентиментализма.
Однако в начале XIX века Боровиковский все больше испытывает влияние классицистической концепции, подчеркивающей важность гражданского долга и общественного служения. Изменение мировоззрения художника нашло отражение в данном портретном образе. На смену туманным мечтаниям сентиментализма, которыми проникнуты его более ранние портреты, приходит отстраненный образ строгой матери - наставницы, в роли которой выступает Анна Евдокимовна Лабзина (1758–1828). Воспитывая приемную дочь, она как бы выполняет свой общественный долг. Отношения между А.Е. Лабзиной и ее приемной дочерью и на самом деле были лишены излишнего внешнего проявления нежности и теплоты. Как писал Б.Л. Модзалевский, «девочка росла в суровой обстановке, которой Лабзины намеренно придавали еще больше суровости, рассчитывая на худшее, что могло ожидать в жизни их воспитанницу. Но под этой суровостью скрывалась горячая любовь к сироте, особенно со стороны А.Е. Лабзиной». Приемные родители не ждали легкой участи для воспитанницы, так как сирота не имела приданного, а сами они не располагали достаточными средствами, чтобы обеспечить ей надежное будущее. Тем не менее, они любили ее как родную дочь, воспитали в благочестии, дали хорошее образование. В программу обучения входили иностранные языки, музыка, рисование.
Юная и открытая душой девочка, Софья Алексеевна Мудрова, в замужестве Лайкевич (1797–1870), с нескрываемым обожанием и благоговением смотрит на свою благодетельницу, которая, слегка отстраняясь, демонстрирует сдержанность в проявлении чувств. Боровиковский верно уловил суть взаимоотношений своих моделей. Несмотря на строгое воспитание, Софья через всю жизнь пронесла чувство глубокой благодарности к своим воспитателям. В воспоминаниях, написанных уже в преклонном возрасте, она так пишет о смерти своей приемной "маменьки": "С ней я потеряла все: у меня на свете никого не было милого".
Живописец близко знал и неоднократно портретировал супруга Лабзиной. Три портрета его кисти хранится в Третьяковской галерее А. Ф. Лабзин занимал должность конференц-секретаря Академии художеств и был основателем масонской ложи «Умирающий сфинкс» (1800), в которой состоял и Боровиковский.
Представленный портрет бережно хранился в семье Софьи Алексеевны Мудровой. Ее сын, П.Н. Лайкевич, передал картину в Румянцевский музей после смерти матери.