Движение
Патрон шедевра
Кандинский Василий (1866-1944)
Движение
1935
Размер - 117 x 89,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1422
Поступило по завещанию Н. Кандинской, Париж
В этой картине позднего, парижского, периода творчества Кандинского, который продлился 10 лет, с 1934 года вплоть до смерти мастера, воплощена одна из вариаций на тему художественной практики и теоретических изысканий периода Баухауза. В это время Кандинский отходит от метода абстрактного экспрессионизма. В его работах появляются геометрические структуры и сюрреалистические мотивы. В труде «Точка и линия на плоскости» 1928 года Кандинский разрабатывает новый принцип анализа элементов формы на основе философии структурализма. По сути, он занимается систематизацией и исследованиями собственного художественного словаря.
Кандинский продолжает развивать принцип «внутренней необходимости», характерный для его русского периода, но в целом его поиски носят более отвлеченно-умозрительный характер.
Еще в труде «О духовном в искусстве» Кандинский писал о принципе внутренней необходимости: «Эта скрытая конструкция может состоять, казалось бы, из случайно брошенных на полотно форм, которые также, казалось бы, никак друг с другом не связаны: внешнее отсутствие внутренней связи означает здесь ее внутреннее наличие».
В картине соединяются жестко геометрические и органические формы, живописные и графические элементы.
Из темного коричнево-пурпурного фона, дающего чувство глубокого пространства, проступают крупные пятна изысканных оттенков. По контрасту с ними сосуществуют жестко прочерченные решетчатые плоскости различной конфигурации и белые ленточные кривые. Здесь присутствуют чистые элементы формы, например точки, линии, прямые и кривые, то есть все элементы формы, которые Кандинский рассматривает в своей теоретической работе. Они образуют малые и большие миры, взаимодействуют друг с другом, просвечивают и проступают друг сквозь друга, испытывают притяжение и отталкивание. Их неторопливое парение (движение) в пространстве картины дает ощущение процесса становления некого гармонического космоса. В труде «Точка и линия на плоскости» Кандинский формулирует принцип гармоничной композиции: «Целостно-гармоническая структура композиции может, таким образом, состоять из нескольких предельно противоположных комплексов. Эти противоположности могут обладать даже дисгармоническим характером, и, тем не менее, их правильное применение будет воздействовать на общую гармонию не отрицательно, а благотворно и сообщит произведению достоинства высшей гармонии».