Попова Любовь (1889-1924)
Живописная архитектоника. Черное, красное, серое
1917
Размер - 88,7 x 71
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1318
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Небольшой живописный холст «Живописная архитектоника. Черное, красное, серое» производит сильное впечатление своим лаконизмом и монументальностью. В нем простота и ясность. На ровном светлом фоне слоями наложены друг на друга три цветных элемента: узкие, вытянутые серый и красный параллелограммы перекрывает широкий и мощный черный четырехугольник. Здесь представлены самые существенные качества Поповой. Прежде всего – ее яркий талант художника-колориста. Краски звучат как мощный аккорд. Во-вторых – замечательное умение строить гармоничные композиции даже в жестких и динамичных ситуациях.
Следуя названию, данному самой художницей, историки искусства почти всегда трактуют «Живописные архитектоники» как вариант супрематизма. От этой доктрины в «живописных архитектониках» Поповой – сам принцип плоскостных цветных поверхностей и внимание к интенсивному цвету.
Но, несмотря на внешнее сходство, по философскому смыслу ее работы такого плана отличаются от супрематизма Малевича своими «земными» характеристиками. За счет плотности цвета в них чувствуется определенная весомость. В станковых живописных произведениях Попова не могла отказаться от осязаемой предметности даже беспредметных форм. Прочность, материальность, весомость роднят их с произведениями Татлина, даже с его объемными контррельефами. В живописных работах Поповой цветовые плоскости не просто расположены в пространстве картины, но наложены друг на друга как некие объекты: листы жести, картона, фанеры…
Помимо веса самих элементов, произведения Поповой отличны от системы супрематизма своими композициями. Если у Малевича цветные плоскости легко парят в безвоздушном пространстве, то в «живописных архитектониках» Поповой, как правило, сохраняется представление и о земных пространственных координатах. В работах этих двух художников разная структура композиций: у Поповой – принцип центростремительности, у Малевича – распадение элементов или их совместный полет.