Голубкина Анна (1864-1927)
Кизил обыкновенный
1910
Размер - 35,5 x 26,5
Материал - бумага цветная
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - МГ Р-12
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Впервые в Крым Анна Голубкина приехала в 1909 году по приглашению своей подруги Александры Хотяинцевой. Крым стал для нее открытием. «...Я сначала просто без памяти была. “Легкость в мыслях необыкновенная”. Прямо чувствуешь, что превратилась в один большой глаз, а мысли все разлетелись. Странное состояние. Ну прямо жадный ненасытный глаз разросся до величины всего тела. Ну, может, еще одна нога осталась, а другую я не чувствовала...» – писала она в письме Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой. Вторая поездка в Крым состоялась ранней весной спустя год. Голубкина увидела только пробуждающуюся южную природу. Собирать гербарий было рано, и А. Хотяинцева посоветовала Голубкиной делать рисунки с растений. Неожиданно она увлеклась и за жизнь нарисовала около 200 ботанических акварелей.
Анна Голубкина, с детства хорошо знавшая и любившая мир растений, могла познакомиться с ботанической иллюстрацией как направлением в искусстве во Франции в 1890–1904 годах, когда, обучалась, жила в Париже. Ботаническая иллюстрация в узком смысле слова – точная фиксация внешнего вида растения с целью определения его биологического вида. Зародившееся еще в античные времена искусство ботанической иллюстрации было увлечением многих художников, оформилось в особый жанр в XIX веке, к концу которого художники модерна наполнили дома мотивами цветов и трав. Созданный для душевного отдохновения, акварельный гербарий Анны Голубкиной стоит на грани собственно ботанической иллюстрации и художественного изображения: она оставляет на полях названия растений, свидетельствующие о хорошем знании ею флоры, но не стремится к точному воспроизведению их морфологии.
Можно с уверенностью говорить о времени создания незамысловатого рисунка – веточки растения с мелкими желтыми цветами – апрель, когда кизил, обильно растущий в Крыму, зацветает еще до появления листьев. Свобода пространства наполняет рисунки воздухом, а легкость акварельных красок передает свежесть просыпающихся к жизни после зимнего сна растений. Художник словно стремится уловить движение токов, схватить мгновенность бытия. Александре Хотяинцевой она жаловалась: «Цветы слишком скоро зацветают, никак за ними не угонишься»; в этой чуткости ко времени проявляется сознание художника-импрессиониста.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.