Кипренский Орест (1782-1836)
Портрет Нади Стародубской в образе Зефира
1824
Размер - 25,4 x 20
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.4445/19
Дар Комитета по охране памятников искусства и старины при Совете кооперативных съездов, Москва. 1918
В собрании Третьяковской галереи хранится альбом в красном кожаном переплете с золотым тисненым орнаментом, с бронзовыми застежками по правому краю и бронзовыми украшениями на верхней крышке – в углах четыре розетки, в центре группа из трех амуров, один из которых держит щит с выгравированной монограммой «ОК». Это альбом Ореста Кипренского, выдающегося русского портретиста.
В альбоме находятся рисунки, исполненные художником в Петербурге, когда он на несколько лет вернулся на родину из Италии: портреты, композиции на библейские и мифологические сюжеты, аллегорические изображения.
На этом листе изображена дочь актрисы Е.С. Семёновой и князя И.А. Гагарина Надя Стародубская в образе Зефира, олицетворения ветра. Рисунок исполнен Кипренским как возможный образец для скульптурной группы С.И. Гальберга «Начало музыки (Фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике)» (1825, Государственный Русский музей). Скульптурная группа была заказана И.А. Гагариным. Согласно замыслу, Зефиры в образе двух маленьких детей колебали тростник, и в сознании прислушивающегося фавна возникала первая на земле музыкальная мелодия.
Кипренский принимал активное участие в разработке идеи. Уславливаясь в 1824 году по поручению Гагарина с Гальбергом об этой работе, художник писал ему в Рим, что «Зефиров желает Екатерина Семёнова, чтобы вы постарались несколько сделать похожими на детей ее, которых я вам пришлю рисуночки (портреты)». Вероятно, этот или аналогичный портрет Наденьки с развевающимися кудрями и предназначался для отправки Гальбергу в Рим.