Листы личного ботанического атласа Анны Голубкиной можно рассматривать как своего рода дневник летней жизни художника. Трудно сказать, в каком году исполнена эта работа, но точно после 1910 года и в Зарайске, где в огороде цвел голубой бурачник, за свежий запах называемый также «огуречной травой», на садовых клумбах у дома – аронник и веселый кореопсис. И, несомненно, это был август, скорее всего, солнечный и привольный: еще цветут голубые звездочки бурачника и кустики бордовых ромашкообразных цветов «парижской красавицы», или «девичьих глазок», как часто называли кореопсис, но уже созрели алые початки несъедобных ягод аронника («арон», или «арун», в переводе с греческого – «ядовитое растение»).
Художник ритмично располагает на листе растения и, казалось бы, просто фиксирует их внешний вид, однако в целом образуется красивая композиция, выполненная с учетом законов организации листа: массивные верхние две трети рисунка сбалансированы легкой нижней частью, основательные, плавно изогнутые линии стеблей верхних растений поддержаны веселым «переполохом» тонких стебельков кореопсиса внизу, насыщенный красный цвет початка аронника сочетается со сдержанными бордовыми ромашковыми цветами «парижской красавицы» и незаметными мазками грязно-бордового в бутонах огуречной травы, сияющей голубыми звездами. Сдержанный зеленый цвет стеблей и листьев с иссиня-серыми нотами доносит прохладу тени в солнечный день. Увлекаясь цветущими растениями, Голубкина почти всегда подписывала их – чаще ботаническими, реже – народными названиями. Не будучи ботаником, она порой неверно их называла или использовала в подписях названия других, похожих растений. Так, единственное написанное на этом листе наименование «клещевина» в действительности относится к другому растению: оба – и аронник, и клещевина, имеют красные столбики плодов, ядовитые семена.
В 1976 году ликвидированный четверть века назад Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Лист был приобретен у бывшего директора музея и племянницы скульптора Веры Николаевны Голубкиной вместе с другими акварельными работами. С 1986 года, когда музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи, лист стал частью коллекции ведущего музея русского искусства.