Портрет Татьяны Ивановой – скульптора и ученицы Анны Семёновны Голубкиной, выполнен ею уже в 1920-е годы, в поздний период творчества мастера. Молодая женщина изображена в фас, у нее открытое лицо, обычная для того времени прическа с косичками, чистый лоб. Голова покоится на сильной шее, согласно античному канону красоты, который всегда привлекал А.С. Голубкину.
Данный портрет имеет примечательную параллель в творчестве Голубкиной. За десять лет до него Голубкина выполнила портрет другой своей ученицы и тоже скульптора – Зинаиды Клобуковой (1915, Кировский областной художественный музей). Портреты во многом схожи: одинаков возраст моделей – примерно 25 лет; в том и другом произведении в изящной простоте пластических форм скульптор запечатлела гордую стать молодых женщин, их царственную осанку и открытый взгляд. Внешняя сдержанность портретов сродни лаконичности античного ваяния – ясного и светлого. Их радостная гармония несет позитивный заряд, выражает оптимистический взгляд на мир. Как говорили знавшие А.С. Голубкину, такой – просветленной и настроенной на творчество, была сама художница в 1920-е годы. Портрет З.Д. Клобуковой скульптор вырубила из мрамора. Она собиралась перевести в мрамор и отлитый в гипсе портрет Т.А. Ивановой. Работа была уже начата, на мрамор с помощью специального инструмента – пунктировальной машины, были перенесены основные параметры гипсовой модели. Но создание портрета в мраморе не было завершено из-за трагической кончины мастера. Сегодня портрет является свидетельством сохраняемой до самых последних дней жизни творческой энергии мастера.
В послереволюционное десятилетие Голубкина не замкнулась в себе и деятельно участвовала в культурной жизни Москвы: в 1918–1923 годах преподавала во
ВХУТЕМАСе, преобразованном из Училища живописи, ваяния и зодчества, где когда-то училась сама; когда в 1925 году создавалось Общество русских скульпторов, Голубкина была среди его организаторов. В 1926 году Голубкина представила портрет Т.А. Ивановой на Первой выставке Общества.
В 1932 году портрет был передан в дар государству родственниками А.С. Голубкиной и вошел в собрание мемориального музея-мастерской. После закрытия музея в 1952 году хранился в Русском музее. В 1976 году музей-мастерская был воссоздан, и произведение вернулось в студию скульптора в Большом Лёвшинском переулке. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.
Определение «Пунктировальная машина» по БСЭ: Пунктировальная машина – пунктировальная рама, в технологии скульптуры – прибор, употребляемый для проверки объёмов и пропорций при точном повторении скульптурного оригинала. Действие П. м. основывается на стереометрическом принципе определения любой точки по трем данным (фиксированным) точкам.