Кипренский Орест (1782-1836)
Портрет Е.С. Семеновой в роли Сумбеки в трагедии С.Н. Глинки «Сумбека, или Падение Казанского царства» (Действие 5-е)
1824
Размер - 24 x 17,4
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.4445/28
Дар Комитета по охране памятников искусства и старины при Совете кооперативных съездов, Москва. 1918
В собрании Третьяковской галереи хранится альбом в красном кожаном переплете с золотым тисненым орнаментом, с бронзовыми застежками по правому краю и бронзовыми украшениями на верхней крышке – в углах четыре розетки, в центре группа из трех амуров, один из которых держит щит с выгравированной монограммой «ОК». Это альбом Ореста Кипренского, выдающегося русского портретиста.
В альбоме находятся рисунки, исполненные художником в Петербурге, когда он на несколько лет вернулся на родину из Италии: портреты, композиции на библейские и мифологические сюжеты, аллегорические изображения.
На этом листе – портрет знаменитой трагической актрисы Екатерины Семёновой в роли казанской царицы Сумбеки. Игра Семёновой, как писал А.С. Пушкин, «одаренной талантом, красотою, чувством живым и верным», была «всегда свободная, всегда ясная». Ее отличало «благородство одушевленных движений».
Кипренский живо передал образ актрисы, темперамент и тот, по выражению поэта, «порыв истинного вдохновения», которые делали Семёнову «царицей трагической сцены». Спектакль «Сумбека, или Падение Казанского царства», впервые поставленный в мае 1807 года, был возобновлен и шел в Санкт-Петербурге 11 и 18 февраля 1824 года. Вероятно, Кипренский присутствовал на представлении.
Художник был хорошо знаком с Екатериной Семёновой, гражданской женой князя И.А. Гагарина. В 1828 году, оставив сцену, она официально стала княгиней Гагариной. Кипренский часто бывал в их семье и не раз запечатлел сценический и домашний облик актрисы на страницах своего альбома.