Небольшой по размерам этюд написан В.А. Тропининым в зрелый период творчества. Подобными примерами малоформатных этюдных изображений с элементами жанровости также являются работы Тропинина
«Девушка с яблоком» (конец 1830-х – начало 1840-х) и
«Портрет молодой женщины в шелковой накидке» (1830-е, обе – в Третьяковской галерее). Картины написаны в эскизной манере, смелыми пастозными мазками на фоне интерьера или пейзажа.
Девушка в изящном повороте положила руку на балюстраду, на которой лежит срезанная роза и стоят живые цветы в стакане с водой. Слева от фигуры видны спинка кресла и ветка вьющегося зеленого плюща – модного в ту пору комнатного растения. Вечнозеленый плющ имел множество символических значений: жизнь души после смерти тела, бессмертие, постоянное возрождение жизни. Из полумрака выступают очертания скульптуры – копии с известного античного мрамора «Мальчик с уткой». В маленьком полотне словно отражена тема связи древней культуры и живой природы с современным искусством. Музыкальный инструмент свидетельствует о том, что изображена исполнительница романсов под аккомпанемент гитары в домашнем кругу. Имя модели пока не удалось определить, но из надписи на подрамнике портрета известно, что это некая Языкова.
Пение под гитару стояло в центре внимания москвичей в то время: в первопрестольной выступали выдающиеся исполнители-гитаристы А.О. Сихра и М.Т. Высоцкий. Были известны превосходные гитаристы и среди любителей, например доктор Ф.И. Иноземцев. М.Ю. Лермонтов учился играть на гитаре у Высоцкого и даже посвятил ему стихи. Широко известны и популярны были романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.А. Гурилёва, П.П. Булахова.
Этюд происходит из собрания известного в Москве коллекционера И.Е. Цветкова, владельца собственной галереи. До приобретения в коллекцию Третьяковской галереи произведение хранилось у наследников художника.