Бараны. Головы
Патрон шедевра
Голубкина Анна (1864-1927)
Бараны. Головы
1910
Размер - 42 x 58 x 38
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-20
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Композиция «Бараны» в двух вариантах была выполнена Анной Голубкиной в мастерской родного Зарайска. Об этом есть короткое упоминание в письме к сестре: «В Москву мне теперь ехать незачем. Работаю я дома неважно. Только “Бараны” недурно вышли, а все задуманное провалилось».
В творческом наследии Голубкиной анималистических изображений достаточно много. В воспоминаниях современников рассказывается об особенном отношении и любви скульптора к животным, она чувствовала их характер, находила «человеческое» в облике и повадках, умела просто любоваться ими. Однажды, по просьбе Голубкиной, к ней в московскую мастерскую привели трех русских борзых, живущих по соседству. Она залюбовалась их удивительной грацией, встретив случайно на прогулке. На необычную просьбу владельцы собак не без удивления согласились, и полноценные «сеансы» позирования состоялись («Собаки», рельеф, 1911, Третьяковская галерея).
Находясь в Зарайске, Анна Семёновна попросила старшего брата Николая привезти из его стада двух овец. Несколько дней подряд их привязывали прямо в мастерской, где скульптор лепила из глины. Позднее сделанные отдельно этюды барана и овцы были соединены в законченную композицию. Скульптор избегает упрощения или стилизации натуры: прекрасно и достоверно вылепив головы животных, она собирает «героев» в «по-человечески» трогательную «пару».
Позже, в Москве, Анна Голубкина с подачи скульптора-анималиста Ивана Ефимова (1878–1959) полюбила посещать Зоологический сад, где он зарисовывал животных, а она за ними наблюдала.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.