Крамской Иван (1837-1887)
Женский портрет
1885
Размер - 80 x 54,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26624
Приобретено у И.М.Каплуна. 1946
Крамского завораживал лунный свет, магию ночи он пытался передать в картинах «Русалки», «Сомнамбула», «Лунная ночь», в графических листах «Святочное гадание» и «Вечер на даче». «Симфония ночи», зарифмованная через эмоции взволнованной юной модели неоконченного «Женского портрета», – еще одна вариация темы «ноктюрна». «Под бледной дымкой ночи вы видите: стоит девушка и только. Но это молодое существо, едва набросанное восхитительно-изящным, легким приемом кисти, обвеяно такою поэзией ночи и молодости, что опять перед вами картина… или, если хотите, вдохновенное лирическое стихотворение, музыкальное ноктюрно…» – писал критик П.М. Ковалевский в статье о посмертной выставке Крамского 1887 года, где впервые был показан этот неоконченный портрет.
Та же модель позировала Крамскому для «Женского портрета» 1884 года из собрания Новгородского музея-заповедника. Новгородский портрет экспонировался на юбилейной выставке Крамского 1937 года как портрет О.Е. Головановой. Сходство черт лица очевидно, как и акцент на таких «не комплементарных» деталях, как крупные торчащие уши, неровная сбившаяся челка, которые совсем не портят очарование юного существа, а, наоборот, создают впечатление живой непосредственности, трогательной беззащитности.
Незавершенность портрета дает простор для интерпретаций. Характер освещения, точка зрения снизу вверх, приближенность фигуры к плоскости холста, полуоткрытые губы, взволнованное выражение распахнутых карих глаз… – кажется, что героиня картины выступает на сцене летнего дачного театра в любительской постановке.
Можно предположить, что изображенная девушка-подросток принадлежала к кругу друзей детей Крамского. Эта молодая компания часто собиралась на даче Крамского на Сиверской под Петербургом.