Сюжет картины основан на итальянском обычае, согласно которому женщины приносят цветы к чудотворному образу Девы Марии. На полотне изображен мощный, кряжистый дуб. Его крона обрамлена виноградной лозой в виде купола. На стволе дерева вырублена ниша с выставленным образом мадонны. Молодая итальянка возлагает к нему скромный букет полевых цветов. На разросшихся корнях дуба сидит дремлющий монах, позади – процессия паломников.
Художника интересуют народные типажи, национальные костюмы, а также особенности итальянского ландшафта. Сам дуб играет роль романтико-мифического героя, участника некоего действа. Большое значение Брюллов придает передаче света и воздушной перспективы. Передний план картины затенен; задний, напротив, ярко освещен. Лучи знойного солнца проникают сквозь пышную листву дерева и играют на лице молодой женщины, а также на камнях, которыми вымощена дорога.
Очевидно, этот сюжет неоднократно привлекал внимание художника, так как он еще в 1831 году написал акварель с таким же названием (местонахождение неизвестно). Об этом можно судить из письма архитектора Н.Е. Ефимова Брюллову от 30 июля 1831 года: «Я воображаю, какую привлекательность и интерес должна представлять картина “Богородичного дуба”, да и мудрено ей не быть такою: кому и где неизвестно уже, что воображение и кисть отменного Брюллова чужды холодной живописи и безынтересности…»
В Италии Брюллов выполнил целый ряд небольших жанровых картин. Они посвящены сценам из повседневной жизни итальянцев:
«Пифферари перед образом Mадонны»,
«Пилигримы в дверях Латеранской базилики»,
«Вечерня» (все – 1825), «Итальянское утро» (1823, местонахождение неизвестно), «Итальянский полдень» (1827, Государственный Русский музей). Все эти произведения предшествуют данной картине, происходящей из собрания М.И. Железнова, ученика К.П. Брюллова. Италия для Брюллова стала благословенной страной, где сама природа является лучшим учителем изящного.
Картина была создана художником в последний год его пребывания в Италии, перед возвращением в Россию. Тогда он уже был признанным в Европе мастером после успеха картины «Последний день Помпеи» (1833).