Два растения, изображенные на листе рядом, Анна Голубкина зарисовала в Крыму, приехав в Мисхор ранней весной 1910 года. Зеленые крупные листья барвинка и нежный сиренево-голубой тон цветка художница формирует широкими мазками насыщенного цвета, а плотные веточки кипариса – короткими, тонкими, отрывистыми штрихами акварели, словно передавая движением кисти фактуру растения. Месяц, когда был сделан рисунок, трудно определить по вечнозеленому кипарису, сохранившему шишечку с прошлого года, но барвинок, зацветающий в Крыму в марте-апреле, позволяет уточнить время приезда скульптора на юг.
Восхитившая Голубкину годом ранее пышная южная природа только пробуждалась от зимнего сна и набирала краски, которые потрясли и заворожили ее. Собирать весенний гербарий было сложно, и Александра Хотяинцева, подруга и соученица по
Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, помнившая, что Голубкина «…очень жалела, что не занялась живописью, чутье к краскам было большое…», посоветовала ей зарисовывать понравившиеся растения. Неожиданно для себя Анна Семёновна увлеклась и к концу пребывания в Крыму создала около двухсот рисунков, которые сегодня можно назвать «ботаническим атласом Анны Голубкиной». Однако, находясь в краю буйства красок, Голубкина в акварелях избирает сдержанные глубокие тона, более соответствующие средней полосе, – спокойную изумрудную зелень, блеклый ультрамарин.
В 1976 году ликвидированный четверть века назад Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Лист с изображением ветки крымской сосны был приобретен у бывшего директора музея и племянницы скульптора Веры Николаевны Голубкиной вместе с другими акварельными работами. С 1986 года, когда музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи, лист стал частью коллекции ведущего музея русского искусства.