Иван Павлович Похитонов, известный русский художник-пейзажист, миниатюрист, в силу жизненных обстоятельств большую часть жизни прожил вдали от родины – во Франции, Бельгии, Италии. Произведения художника, наделенные изяществом миниатюрной живописи, не переставали восхищать таких мастеров русского искусства, как Илья Репин, Василий Поленов, Алексей Боголюбов. Лев Толстой называл Похитонова «самородным художником», у которого «самобытность не потеряна». Эти слова писателя можно отнести как к свидетельству того факта, что Похитонов не получил специального художественного образования, так и к обозначению искренности и непосредственности мастера в живописи, а также сугубо личной манеры исполнения.
Для работы на пленэре художник ежегодно ездил на юг Франции, в Биарриц, Байон, По, писал этюды в Ментоне, Барбизоне, в окрестностях Парижа. В работах Похитонова, написанных в По и его окрестностях, можно вновь встретить пейзажные мотивы, связанные с переходными состояниями в природе, привлекавшими особенное внимание художника в Барбизоне в конце 1870-х – 1880-е годы. В картине «Вечер после грозы. Берег Гавы» живое ощущение дыхания природы, ее трепетной изменчивости, когда послегрозовая напряженность и драматизм сменяются умиротворенной тишиной вечера, достигается благодаря простоте композиционного решения с четкой ритмикой планов, колористической разработке коричневых и зеленовато-бурых тонов, сложным цветовым и световым отношениям.
Техника живописи художника для многих оставалась загадкой. В.Н. Бакшеев писал в своих воспоминаниях о нем: «У большинства художников видно, как написано, можно разгадать технику, а у Похитонова не поймешь: намазано, счищено и сверху опять писано. А все живет, дышит. Это действительно какой-то чародей».
«Вечер после грозы. Берег Гавы» был приобретен П.М. Третьяковым в числе 23 картин в состав его коллекции.