Автопортрет
Патрон шедевра
Венецианов Алексей (1780-1847)
Автопортрет
1811
Размер - 32,2 x 26,9
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5808
Поступило из Государственного Русского музея. 1924
Не прибегая к эффектным романтическим приемам, художник создает правдивый образ человека сдержанного и вдумчивого, погруженного в творческое созерцание. Строгий костюм, минимум атрибутов и лаконичность композиции подчеркивают аскетизм обстановки и внутреннюю собранность изображенного лица. Пристальный взгляд чуть усталых глаз художника, палитра и жест руки, держащей кисть, передают сосредоточенность и готовность начать работу. Колорит строится на теплой, почти монохромной гамме с неяркими цветовыми акцентами: чуть поблескивает оправа очков, мягко мерцают складки белой рубашки с высоким воротом и жабо. Несмотря на небольшой формат, автопортрет притягивает классической ясностью художественного решения и духовной наполненностью образа.
Создатель крестьянского жанра в русском искусстве, Венецианов родился в семье московского купца 2-й гильдии, учился в одном из московских частных пансионов, начал службу чертежником, а затем стал помощником землемера, перебравшись в Санкт-Петербург. Его служба в Канцелярии директора почт Д.П. Трощинского, в Департаменте государственных имуществ министерства финансов не могла заглушить пробудившегося интереса к искусству. Он брал уроки у В.Л. Боровиковского, чьи работы служили ему образцом, копировал в Эрмитаже старых мастеров, постигая ремесло художника.
Творческий путь Венецианова начинался с портретов, исполненных пастелью на заказ. Но для получения общественного статуса он должен был представить работу своей кисти на звание «назначенного» в академики, что позволяло соискателю выполнить затем произведение на заданную Советом Академии художеств тему для получения звания академика. «Автопортрет», в настоящее время принадлежащий Государственному Русскому музею, и был исполнен на звание «назначенного». Работа, хранящаяся в Третьяковской галерее, является его первоначальным вариантом и относится к типу камерного портрета, получившего распространение в русском искусстве со второй половины XVIII века.
Третьяковской галерее также принадлежит портрет художника, написанный много лет спустя его учеником и запечатлевший мастера в преклонные годы (Сорока Григорий. Портрет художника А.Г. Венецианова. Между 1842 и 1847).