Живописная архитектоника с желтой доской
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Живописная архитектоника с желтой доской
1916
Размер - 87,5 x 70
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1309
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Один из наиболее ярких мастеров русского авангарда, Любовь Сергеевна Попова, принадлежит к той его линии, которая связана с конструктивизмом и дизайном. Испытав влияния как К. Малевича, так и В. Татлина, Попова выбрала свой творческий путь. Пройдя эволюцию от фигуративности к геометрической абстракции, она создала собственный ее вариант, «архитектонику». Термин «архитектоника» связан с архитектурой, что предполагает выверенность и конструктивность композиционного построения.
«Живописная архитектоника с желтой доской» сохраняет устойчивость, ее геометрические формы не движутся, не парят в безвоздушном космическом пространстве, как в супрематических композициях Малевича, а упираются в края холста, оказываются связанными с земным бытием. Художницу интересует, прежде всего, не философия, не проблемы мироустройства, а вопросы жизнестроения, формирования окружающей среды. Разные оттенки коричневого и серого цветов в сочетании с черным создают колористическую гармонию этой композиции, формируют эстетическое начало картины, присущее большинству работ художницы, что также не являлось специальной задачей Малевича и способствовало успешной работе Поповой в области дизайна.
К своему варианту абстракции Попова шла через портрет или изображение человеческой фигуры, но главным образом через натюрморт. Потому ее «архитектоники» часто сохраняют отголоски предметов или даже, как в данном случае, изображение самих предметов. Художница изображает полуовальные формы, напоминающие очертания скрипки или гитары, а в центре композиции – не просто желтый прямоугольник, а именно деревянная доска, изображение которой отличает интерес к передаче фактуры материала, сближающий Попову и Татлина.
Принципы построения «архитектоник» легли в основу промышленного конструирования Поповой. В последние годы жизни, провозгласив принцип целесообразности, художница вместе с рядом своих современников отказывается от станкового искусства и переходит к созданию утилитарных, полезных для человека вещей.