Портрет неизвестного пожилого человека с мальчиком
Патрон шедевра
Левицкий Дмитрий (1735-1822)
Портрет неизвестного пожилого человека с мальчиком
Размер - 67,5 x 53,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9038
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
Имена изображенных на портрете людей неизвестны, и вряд ли когда-нибудь личности моделей будут идентифицированы. Однако внимательный зритель, вглядываясь в картину, может многое узнать о героях портрета. Оба представленных персонажа одеты с благородной простотой. Вероятно, не материальный достаток определял смысл существования этих людей. Выполненный в неброских тонах плащ мужчины, максимально обобщенно написанный кружевной воротник рубашки мальчика, отсутствие мелких деталей позволяют всё внимание сосредоточить на лицах моделей.
Левицкий ярче, чем кто-либо другой, мог передать неуловимые черты душевного склада человека. По настороженному, внимательному взгляду мужчины, его плотно сжатым губам можно предположить, что перед нами человек очень умный, собранный, волевой, вероятно, перенесший какие-то невзгоды, оставившие едва ощутимый оттенок печали в его глазах. Непосредственный и открытый взгляд ребенка, свидетельствующий о живом, подвижном характере, роднит его с образами девочек Воронцовых, созданными Д.Г. Левицким в конце 1780-х – начале 1790-х годов (Государственный Русский музей). В основе содержания картины – чувства душевной близости и любви, которые соединяют двух людей. Эта связь передана как позой мужчины, обнимающего юное создание, так и ответным движением мальчика, прильнувшего к груди дорогого человека.
В конце XVIII – начале XIX века групповые портреты, воспевающие семейные добродетели, входят в моду. Примером подобного изображения может служить близкий по композиции портрет А.Е. Лабзиной с воспитанницей С.А. Мудровой кисти В.Л. Боровиковского (1803)
Представленный портрет Левицкого – одно из тех произведений, где наиболее последовательно удалось продемонстрировать просветительский постулат о неповторимости человеческой личности. Мастер живописными средствами решает задачу «постижения внутреннего через внешнее». Судя по тому, как успешно художник справляется с этим, модели портрета были, вероятно, духовно близкими ему людьми. Не исключено, что мужчина – один из числа русских просветителей, со многими из которых Д.Г. Левицкий был дружен.