Кипренский Орест (1782-1836)
Иосиф и жена Пентефрия
1824
Размер - 21,5 x 17,4
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.4445/26
Дар Комитета по охране памятников искусства и старины при Совете кооперативных съездов, Москва. 1918
В собрании Третьяковской галереи хранится альбом в красном кожаном переплете с золотым тисненым орнаментом, с бронзовыми застежками по правому краю и бронзовыми украшениями на верхней крышке – в углах четыре розетки, в центре группа из трех амуров, один из которых держит щит с выгравированной монограммой «ОК». Это альбом Ореста Кипренского, выдающегося русского портретиста.
В альбоме находятся рисунки, исполненные художником в Петербурге, когда он на несколько лет вернулся на родину из Италии: портреты, композиции на библейские и мифологические сюжеты, аллегорические изображения.
На этом листе – рисунок на сюжет из Ветхого Завета (Быт. 39: 7–12). Изображена сцена из истории Иосифа, сына библейского праотца Иакова. После того как он был продан собственными братьями, Иосиф жил в Египте в доме Пентефрия, начальника телохранителей фараона. Жена Пентефрия в отсутствие мужа пыталась соблазнить Иосифа, но тот вырвался из ее рук.
Сюжет был весьма распространен в европейской живописи, где получил название «Иосиф и жена Потифара». Пентефрий – славяно-библейский вариант имени царедворца фараона, закрепившийся в русской традиции. Возможно, не имея много заказов на портреты в первое время по возвращении в Россию, Кипренский задумывал картину и искал для нее сюжет. Однако рисунок свидетельствует о том, что при всем своем мастерстве большим даром композиции художник не обладал.