Портрет В.А. Шидловской
1798
Размер - 74,5 x 60
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4645
Поступило из Государственного музейного фонда. 1920
Данная работа – один из камерных портретов эпохи сентиментализма, написанных Боровиковским на рубеже XVIII–XIX веков. Среди них можно вспомнить портреты М.И. Лопухиной (1798), Е.Г. Тёмкиной (1798), княгини Е.А. Долгорукой (1798), Е.А. Нарышкиной (1799). Постаменты и балюстрады на фоне листвы обозначают, что модели совершают уединенные прогулки по усадебному парку. Под покровительственной сенью крон деревьев происходит цветение их душевной и физической красоты, созвучной прекрасной природе.
Изображена дочь А.И. Мартынова-младшего, вице-губернатора Гражданской палаты Харьковского наместничества. Варвара Алексеевна была супругой гвардии прапорщика Романа Романовича Шидловского. Шидловские относились к богатейшим родам Харьковской губернии. Портрет находился в имении Мерчик Харьковской губернии, принадлежавшем брату мужа Шидловской, Григорию Романовичу. В 1881 году усадьба Мерчик была приобретена инженером-железнодорожником Е.М. Духовским, и картина стала его собственностью. Имя изображенной было забыто.
Художник чутко улавливает индивидуальные особенности внешности и мастерски передает портретное сходство модели. Ориентировавшийся на идеалы античной скульптуры Боровиковский несколько отступает от них в портрете. Художник стремится передать сходство с натурой, но одновременно следует привычной схеме портрета с условным пейзажным фоном и жестом поникшей руки, задумчиво перебирающей складки шали, – эта деталь неоднократно встречается в его картинах.
На груди Варвары Шидловской имеется медальон с монохромным мужским портретом искусной работы. Вопреки моде этого времени на античную простоту, платье-тунику дополняют обильные украшения: расшитые жемчугом и каменьями пояс, перехваты присборенных рукавов и головная повязка. Полупрозрачная ткань туники, имеющей плотный чехол, расшита светлыми мушками. Жемчужные бусы, изображение которых всегда особенно хорошо удавалось Боровиковскому, становятся камертоном всего перламутрового колорита портрета. Теплая тональность картины обусловлена пожелтевшим верхним лаковым слоем. Однако именно он превосходно сохранил авторскую живопись вместе с лессировками – тончайшими верхними красочными слоями.