Левицкий Дмитрий (1735-1822)
Портрет А.А. Полторацкой
Около 1780
Размер - 63,5 x 50,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11102
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С.Остроухова. 1929
Портрет Агафоклеи Александровны Полторацкой, урожденной Шишковой (1737–1822), занимает достойное место в ряду камерных женских образов Левицкого 1780-х годов. В это время окончательно складывается его живописный почерк, мазок приобретает непринужденность и отточенность, характерные для зрелой техники мастера.
Левицкий создает образ несколько отстраненной от зрителя, внутренне замкнутой аристократки, в чем прослеживается изменение в отношении мастера к модели по сравнению с предыдущим десятилетием. В отличие от более ранних работ, живописец занял рациональную позицию внимательного стороннего наблюдателя, не испытывающего эмоциональной связи с портретируемой. За светской улыбкой Полторацкая умело скрывает истинные эмоции и переживания. За горделивой осанкой модели, неторопливым разворотом головы и взглядом, направленным слегка свысока на зрителя, чувствуется осознание собственного достоинства. Чтобы подчеркнуть направленность взгляда, художник пишет глаза как бы полуприкрытыми верхними веками. Такой же взгляд можно видеть на портретах Д.Г. Левицкого (1780), графини Урсулы Мнишек (1782), Анны Давиа-Бернуцци (1782).
Начиная с 1780-х мастер нередко использовал композиционные шаблоны, заимствуя позы и аксессуары из своих более ранних работ. Так, изображение Полторацкой по композиции практически точно повторяет портрет княжны П.Н. Репниной (1781, Государственный Русский музей).
Образ высокомерной красавицы, созданный кистью великого живописца, правдиво отражал истинный нрав модели. Агафоклея отличалась железным характером, властолюбием и строгостью. Свою энергию она направила на приумножение семейного благосостояния, так как ее мужа, директора придворной певческой капеллы М.Ф. Полторацкого, более интересовали музыка и концерты, а не хозяйственные дела. Ее внучка, Анна Керн, возлюбленная А.С. Пушкина, оставила воспоминания, в которых характеризует Полторацкую следующим образом: «Она была красавица и, хотя не умела ни читать, ни писать, но была так умна и распорядительна, что, владея 4000 душ, многими заводами, фабриками и откупами, вела все хозяйственные дела сама, без управляющего, через старост».