Впервые в Крым Анна Голубкина приехала в 1909 году по приглашению своей подруги Александры Хотяинцевой, у которой и поселилась. Крым стал открытием: «...Я сначала просто без памяти была. “Легкость в мыслях необыкновенная”. Прямо чувствуешь, что превратилась в один большой глаз, а мысли все разлетелись. Странное состояние. Ну прямо жадный ненасытный глаз разросся до величины всего тела. Ну, может, еще одна нога осталась, а другую я не чувствовала...» – писала она в письме Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой. Южная природа потрясла ее обилием и сочностью красок, художница собрала большой гербарий, который увезла в родной Зарайск.
Во вторую поездку в Крым, совершенную ранней весной год спустя, Анна Семёновна увидела иное состояние только пробуждающейся природы. Собирать гербарий было рано, и Александра Хотяинцева посоветовала Голубкиной делать рисунки с растений. Неожиданно скульптор, с детства хорошо знавшая и любившая мир растений, увлеклась этим и в дальнейшем занималась рисованием растений всю жизнь.
Знакомство А. Голубкиной с художественным гербарием как направлением в искусстве могло состояться во Франции в 1890–1904 годах, когда, обучаясь, она подолгу жила в Париже. К ботанической иллюстрации – точной фиксации внешнего вида растения с целью определения его ботанического вида, обращались многие художники еще с античных времен. Акварельный гербарий Анны Голубкиной создавался для душевного отдохновения. Рисунки стоят на грани собственно ботанической иллюстрации и художественного изображения: фиксируя внешний вид понравившегося растения, художник все же не стремится к точному воспроизведению его морфологии, хотя и оставляет, в традициях жанра, на полях названия растений, свидетельствующие о хорошем знании ею флоры, но размашистый почерк не всегда читаем, а внешний вид не настолько точен, чтобы определить, какое растение изображено. Так, на листе с пятью цветами можно определить цветы абрикоса, сливы, два цветка адониса пламенного, который Голубкина подписывает принятым в просторечье названием «горицвет», но один из них определить трудно, возможно, изображена будра плещевидная.
Работая акварелью по едва заметному наброску графитным карандашом, Голубкина ритмично размещает цветы на поле листа. Свободное пространство словно наполнено воздухом, что помогает в передаче свежести просыпающихся к жизни растений. Подруге Хотяинцевой она жаловалась: «Цветы слишком скоро зацветают, никак за ними не угонишься»; в этой чуткости ко времени проявляется сознание художника-импрессиониста.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.