Александр Головин - выдающийся мастер Серебряного века, многие десятилетия посвящавший себя миру театра, став в зените творческих сил главным художником Императорских сцен Петербурга. Одной из важных постановок, с которой началось признание его как мастера театрально-декорационного искусства, стала опера Ж.Бизе «Кармен», премьера которой состоялась в Мариинском театре в 1908 году. Успех спектакля был связан с яркими воспоминаниями Головина о путешествии в Испанию в 1890-е годы. На протяжении многих лет Испания вдохновляла Головина на создание удивительно живых и неповторимо прекрасных женских образов, ставшей своего рода серией «Испанок», которые живописец создает в 1902 – 1911 годы.
«Испанки», столь различные по композиции, колористическому решению, все навеяны единым ностальгическим чувством и преклонением русского художника перед красотой и силой характеров жителей Пиренейского полуострова. Каждый созданный Головиным образ наделен особым настроением, окрашен воспоминанием, волнующим его сердце. За немногими исключениями в безымянных «испанках» угадываются швеи костюмерной мастерской, служившие ему моделями. Одна из них – Анна Яковлевна Гераськина, ставшая второй женой Головина.
Как вспоминали в театре: «„Испанок” своих он писал с натуры, подбирая типы среди хористок Мариинского театра или работниц театральных мастерских. Костюмы для этих „испанок” шились по его эскизам, а по миновании надобности он дарил их своим моделям, — в благодарность. Нисколько не идеализируя их, он не пытался прибавить им „испанистости“, — любую из них можно было узнать, так похожи были эти простые женщины, большерукие, порою грубоватые, также не приукрашенные, как типы и костюмы в его эскизах к опере „Кармен”».
Изображенная в полумраке девушка пробуждает ноты таинственности и манящей загадки. В руках у нее букет розовых роз, любимых цветов художника. Нежная хрупкость ее облика выдает в ней вместе с тем и затаенную пылкость чувств, и неукротимый темперамент, встреченный Головиным в Испании, стране, которой беспрестанно грезил художник.