Екатерина Александровна Сисалина (1822–1907) была дочерью потомственного почетного гражданина Москвы А.Д. Лухманова, купца 3-й гильдии, антиквара. Став супругой дворянина, врача М.Я. Сисалина, обрела дворянский титул.
На портрете изображена миловидная молодая женщина, одетая нарядно, с украшениями и бордово-коричневой шалью на плечах. Задорный облик модели, ее непосредственность, живой умный взгляд, милая улыбка несколько диссонируют с окружающей природой.
Подобно многим художникам романтического направления, Тропинин делает фоном сумеречный ландшафт, темнеющее небо с клубящимися облаками, освещенными заходящим солнцем. Фигура Сисалиной сдвинута к правому краю картины; прием, часто используемый художником, вносит оттенок динамики в композиционное построение. Слева на полотне и за спиной женщины художник накладывает краску плотным слоем, как бы передавая ощущение сгущающихся сумерек.
В 1840-е годы меняется живописная система в произведениях Тропинина. Он то стремится к монохромности и тонкой сбалансированности цвета, то, напротив, дает яркие, контрастные цветовые сочетания. Живопись его становится гладкой, исчезает «пушистость», столь привлекательная в портретах 1820-х годов. Уже нет той тонкой согласованности красок, усиливается значение светотени.
В портрете Е.А. Сисалиной изображение природы в закатном свете открывается зрителю не столько взволнованной, сколько гармоничной и спокойной, располагающей скорее к созерцанию, что диссонирует с явной демонстративностью позы модели и ее богатым нарядом. При этом композиция словно составлена из двух частей: передний план решен в красных, коричневых, черных и жемчужных оттенках, а дальний план – в темно-зеленых, золотистых и серовато-оливковых тонах.
Здесь мы вновь встречаемся с проблемой типологизации портрета. Он и парадный и камерный одновременно. Эта черта свойственна некоторым поздним вещам художника.
Портрет происходит из собрания В.М. Ивачевой, дочери Сисалиной.