В первые годы ХХ века прошедшая обучение в Париже у Огюста Родена Анна Голубкина стремилась из своего родного Зарайска в Москву, туда, где кипит культурная жизнь, где выставки и возможные заказы на работу. Но, в отсутствии постоянной мастерской, в Москве можно было только гостить. Поэтому во дворе зарайского дома с помощью братьев под мастерскую был перестроен бревенчатый сарай, где для удобства работы была даже устроена стеклянная крыша. Привыкшая начинать свою работу с натуры, Анна Голубкина всегда была в поиске подходящего лица, образа, поэтому полки новой мастерской стали быстро заполняться портретными этюдами земляков. Из одного такого этюда и появилась знаменитая «Марья».
Из воспоминания Александры Хотяинцевой об одном из разговоров с Голубкиной в Зарайске, куда она приехала погостить: «Один из бюстов был сделан с Марьи, домашней работницы семьи Голубкиных. – Хороша у меня Марья… царевна! – понизив голос: – А ведь она воровка! Да. Правда, только съестное ворует… для детей!».
В молодом простонародном лице Марьи подмечена красивая упрямая сила духа, спокойное достоинство, несломленное крестьянской «женской долей». Неслучайно эту работу полюбила советская художественная критика, сделав «Марью» невольной иллюстрацией к некрасовской народной лирике:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
В 1906 году работу «Марья» Анна Голубкина повторит в мраморе, который будет приобретен советом Третьяковской галереи. С тех пор ее всегда можно найти в постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.