Алексей Михайлович Ремизов (1877–1957) – один из наиболее крупных и оригинальных мастеров русской литературы первой половины XX века. Он видел назначение писательского труда в воскрешении мира народной мифологии, в воссоздании и сохранении исконной русской речи. Его произведения написаны замысловатым, живым, очень звучным языком. К 1911 году, когда А.С. Голубкина начала работу над портретом, А.М. Ремизов был известен как автор сборника сказок и легенд «Посолонь» (1907), символистских повестей «Пруд» и «Часы» (обе – 1908). В 1908 году в театре В.Ф. Комиссаржевской была поставлена с декорациями М. Добужинского пьеса Ремизова «Бесовское действо», написанная в духе средневековых мистерий.
Работая над портретным образом, Анна Голубкина имела обыкновение передавать ему настроение и стилистику творчества своей модели. Так она поступила и в портрете Ремизова. Писатель предстает сочинителем-сказочником, который будто превратился в персонажа одного из своих произведений – Калечину-Малечину или Кикимору. Но выражение его лица – задумчивое и серьезное, а взгляд выдает углубленного в свои размышления философа.
Поначалу художница вылепила портрет из глины, но лучше всего к воплощению особой, волшебной образности творчества и причудливого уклада жизни писателя подходило дерево. Лес и деревня – родная среда русского фольклора, именно здесь исконный дом сказочных персонажей Ремизова.
В начале ХХ столетия дерево всё чаще привлекало внимание русских скульпторов. Подходы к использованию особенностей этого материала у них были разные. Современник и хороший знакомый Анны Голубкиной Сергей Конёнков широко использовал природные свойства дерева, его кряжистость, не скрывая грубоватые формы, а, напротив, играя на них.
Голубкина работала по-другому. Видимо, она не хотела зависеть от «капризов» строения ствола и вырезала не из целого дерева, а использовала иную технологию – блоки, склеенные из деревянных брусков. Ее портреты согреты теплом дерева, его мягкостью и пластичностью. В их образный строй дерево входит как символ связи с природой, ее мощью и свободой, как в
портрете Алексея Толстого (Государственная Третьяковская галерея). Дерево может наполнять портрет настроениями чудес и загадок лесной чащи, что и происходит в портрете Алексея Ремизова.
Работа была приобретена у автора Третьяковской галереей и находится в постоянной экспозиции.