Головин Александр (1863-1930)
Портрет Воейковой
Конец XIX-начало XX века
Размер - 117 x 90
Материал - холст
Техника - пастель
Инвентарный номер - Р-778
Мария Владимировна Воейкова (1865–1933), урожденная Голицына, на портрете Александра Головина 1905 года именно такая, какой она, вероятно, и была: нарядная, энергичная и решительная. Она даже не затрудняется придать лицу более любезное выражение: плотно сжатые губы, решительная морщинка на переносье выдают властность натуры. И даже великолепно написанное светлое платье с узким черным поясом, завязанным бантом, и цветы, украшающие портрет, не могут развеять это впечатление.
Она была из тех дам новой формации конца XIX века, которые видели себя деловыми людьми, способными преобразовать действительность. Правда, эти преобразования она проводила экономически, а не революционно. Так, следуя ее распоряжению, на старинном хуторе Лопандинском на Брянщине (известном еще с XVII века) был заложен в 1896 году сахарный завод, а производство открыли в 1898-м. Сегодня подобные предприятия называют «градообразующими». И хотя дело происходило на хуторе, вскоре ставшем поселком, ею было построено жилье для рабочих. Озаботилась она и вывозом готовой продукции: близ ее усадьбы была проложена железная дорога Брянск – Льгов.
Художник Александр Головин, блестящий мастер театральных декораций, реформатор деятельности театральных художников, оставил о себе память и как портретист. Он сам признавался, что не бывает рад заказным портретам, особенно если заказчики капризны или требовательны. С Марией Владимировной никаких эксцессов не было. Она спокойно села в кресло, не возражала против ветки с пышной розой в руке. Это был любимый цветок художника, который часто «кочевал» из одного его натюрморта в другой, иногда изображения своих «испанок» художник дополнял (украшал) этими цветами.
Портрет Воейковой написан на холсте пастелью, материалом хрупким и капризным. Портрет не камерный, а вполне классического «кабинетного» размера – 117 см в высоту. Подобный опыт – пастель на холсте – требует большой сосредоточенности художника в выборе материала: пастель не следует накладывать несколькими слоями. Она должна «дышать». Что и наблюдается в этой работе.