В погрудном портрете крестьянки художник скупыми выразительными средствами передает облик еще не старой женщины, на лицо которой тяжелый труд и многочисленные заботы наложили свой отпечаток. Ее голова покрыта высоким кокошником, отделанным широкой темной лентой с узкой красной бейкой по краю. На ней – будничный темно-синий сарафан линялого цвета, белая холщевая рубаха и никаких украшений. Крупно взятая фигура, чуть настороженный взгляд, лаконичность рисунка и строгость колорита создают впечатление значительности героини полотна, возможно, хозяйки дома. На ее плечах лежали не только все домашние дела, но и уход за скотом, полевые работы в пору жатвы. Старшая женщина в семье была советчицей и помощницей мужу, главной распорядительницей по дому.
Венецианов изображает крестьянку именно так, как и подобает ее возрасту и социальному положению. Традиции ношения соответствующей одежды в крестьянской среде соблюдалось строго. Замужним полагалось на людях покрывать голову, не носить в повседневной жизни украшений.
Если в девичьих образах Венецианова слышатся отзвуки
сентиментализма и в них заметнее тяга к идеальному, то изображения немолодых женщин обретают строгость и монументальную простоту подлинного реализма. Аналогичным примером является его картина
“Пряха Тверской губернии” (1830-е, Третьяковская галерея). Но при всем внимании к внешним особенностям натуры, для художника важно передать цельность характера и человеческую привлекательность своей модели.
Картина принадлежит к зрелому периоду творчества художника. Мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, Венецианов прекрасно знал своих героев, многие из которых были его собственными крепостными. Ему принадлежало приобретенное для семьи в 1815 году сельцо Трониха в Вышневолоцком уезде Тверской губернии с деревнями Сафонково, Сливнево, Максиха и Микашиха. Крестьяне этих деревень и были героями его произведений.
Картина происходит из собрания известного московского коллекционера И.Е. Цветкова, владельца собственной галереи.